Проповеди

«Мы готовы свою правду отстаивать до смерти, только бы не восторжествовала истина»

Евангельский отрывок, который мы сегодня слышали на Литургии, имеет много смыслов.

В нём говорится, как Христос пришёл в синагогу в день субботний и исцелил согбенную женщину. Это возмутило начальника синагоги. А Господь сказал ему, что мы и осла в субботу отвязываем, не надлежит ли отвязать от диавола и эту несчастную женщину?

Во-первых, из этого отрывка мы понимаем, что в день, который благословил Господь, надо находиться в храме. Сам Господь указывает на это, приходя в субботу в храм.

Господь, как мы помним из Евангелия, молился в уединённых местах, в пустыне, но в день, который был заповедан Богом, Спаситель приходит в дом молитвы.

В синагоге Господь встречает женщину, которая болела очень долго. 18 лет она несла свою болезнь. И всё же она приходит в синагогу. Значит, она не потеряла веры! Господь даже не спрашивает её ни о чём, Он просто исцеляет её. Потому что она имела терпение. Господь просит у всех нас терпения, ведь мы ужасно нетерпеливы, ужасно непостоянны. Мы непостоянны в молитвенном правиле, в посте, мы непостоянны в церковной жизни, позволяя себе выпускать воскресные дни, праздничные дни. Возникли у нас не те чувства с утра, не те обстоятельства — и всё. А вот женщина эта согбенная показывает нам, какое терпение можно и должно иметь.

Исцеляя эту женщину, Господь указывает на причину болезни. «Её связал сатана», — говорит Он. Значит, у любой болезни религиозная причина, духовная причина. Свт. Николай Сербский очень интересно отзывается на это место в Евангелии. Он говорит, что все материалисты, почитающие теорию эволюции, должны здесь признать свою неправоту. Ведь по учению эволюционистов человек ходил согбенный, а потом выпрямился. А тут — наоборот. Женщина стала согбенной, и распрямил её Господь!

Вспомним так же и книгу Иова, где тоже сатана явился причиной недуга. Иов был поражён страшными болезнями, но не оставил Господа до конца. И он, и эта согбенная женщина, сохранившие веру Господу, верность Ему, были исцелены Им.

Поразительна реакция начальника синагоги. Она характерна для определённого типа людей. Этот тип людей в Евангелии называется фарисеями. Их Господь постоянно называет лицемерами. Почему начальник синагоги — лицемер? Потому что ослика он отвязывает в субботу и ведёт его пить. А женщине, связанной недугом и нуждающейся в помощи — отказывает. Себе — позволяет. А другому — отказывает.

Конечно, это есть и в нас. Мы много себе позволяем, но не позволяем другим. Мы много себе прощаем, но другим не прощаем. Мы готовы свою правду отстаивать до смерти, только бы не восторжествовала истина.

В Евангелии это явление гораздо шире и называется фарисейством. Это фарисейство привело к тому, что Господа распяли. Фарисейство — это не богопочитание, а как мы видим, совершенно земное узурпирование церковного, небесного.

Спор о субботе — один из главных в Евангелии, и это не случайность, не мелочь, не частность. Господь показывает, что Он — Господин субботы, Господин дня заповедного, что Он — Бог.

После исцеления происходит то, что и должно в Церкви происходить — благодарение. По-гречески «благодарение» — «евхаристия».

Апостол Павел сегодня в послании к ефесянам описывает подвиг страдания этой женщины:

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего (Господь объясняет сегодня, кто есть причина болезни согбенной женщины, кто её связал), против духов злобы поднебесных.

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

и обув ноги в готовность благовествовать мир;

а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».

(Небольшая ремарка. На днях пришла одна женщина в храм и спрашивает: «Почему у вас святитель Николай с мечом?!» Вот апостол Павел сегодня ясно объясняет, что это за меч и зачем он нужен).

Следует и нам следовать примеру этой согбенной женщины, которая терпела недуг и приняла оружие Божие для борьбы с диаволом, взяла щит веры и меч духовный.

 

Свящ. Сергий Сиротин

Воскресная проповедь

10/12/2023 

 

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button