Архимандрит Иоанн Крестьянкин
5 февраля – день памяти о. Иоанна Крестьянкина. 15 лет назад, 5 февраля 2006 года о. Иоанн отошёл ко Господу.
О. Иоанн прожил очень долгую жизнь, 95 лет. Родился будущий старец в 1910 году в большой семье (он был восьмым, самым младшим ребёнком). С самого детства он служил в храме. Сначала как пономарь, уже с 6 лет, потом – как иподиакон. Будучи подростком, Иван высказал желание посвятить свою жизнь Богу…
Потом учёба, работа бухгалтером… Война. На фронт Ивана не призвали, он уже в молодости был сильно близорук.
А в победном 1945 году Ивана Крестьянкина рукоположили в диаконы, а затем в священники. Великого пастыря приготовил в этот великий для нашей Родины год Господь.
О. Иоанн прошёл путём многих и многих своих собратьев – через донос, арест, тюрьмы и лагерь. Он был осуждён в 1950 году на 7 лет по обвинению в антисоветской агитации. «Со следователем они были ровесниками. В 1950 году обоим исполнилось по сорок лет. И звали следователя так же, как батюшку, — Иваном. Даже отчество у них было одинаковое — Михайловичи. Отец Иоанн говорил, что каждый день поминает его в своих молитвах. Да и забыть не может.
— Он все пальцы мне переломал! — с каким-то даже удивлением говорил батюшка, поднося к подслеповатым глазам свои искалеченные руки» (Архим.Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые»)
Освобождён о. Иоанн был досрочно, в 1955 году.
В 1966 году, в 56 лет о. Иоанн принял постриг, а через год поступил в братию Псково-Печерского монастыря, где прожил 40 лет. Туда стекалось множество народа с вопросами, бедами, скорбями, чтобы получить совет и помощь от о.Иоанна. Туда же писали батюшке письма, ответы на которые теперь составили целый сборник.
Таким вспоминают батюшку в монастыре: «Обычно перед началом вечерней службы из братского корпуса Псково-Печерского монастыря вылетала странная процессия. Молодой монастырский эконом отец Филарет, подхватив под руку отца Иоанна, почти бегом тащил его за собой, так что тот еле поспевал за своим келейником. Вслед за ними немедленно устремлялась толпа паломников, поджидавших батюшку на улице. Так, все вместе, они неслись через монастырский двор. Монашеские мантии и клобуки развевались, батюшка то и дело спотыкался, задыхался от бега, впопыхах все же пытаясь благословить кого-то из паломников и чуть ли не ответить на какие-то вопросы. Отец Филарет на это страшно сердился, кричал своим пронзительным фальцетом то на батюшку, то на паломников, иногда даже отгонял их зонтиком. Наконец он проталкивал отца Иоанна в храм и побыстрее утаскивал его в алтарь.
Надо сказать, что делал это эконом совсем не по зловредности, а потому, что в холодное время года отец Иоанн быстро простужался на улице. Когда же было тепло, батюшка рисковал вообще не дойти до храма: люди не отпускали его буквально часами» (Архим.Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые»).
Сам себя о. Иоанн не считал старцем, а называл «опытным старичком». В письмах батюшка всегда называет вещи своими именами: грех – грехом, страсть – страстью, говорит, как жить нельзя без всяких обиняков. Никакой двойственности, подмены понятий. Всё очень просто, понятно и без компромиссов. И вместе с тем ни малейшего давления. Его так и вспоминают: «Отец Иоанн никогда не диктовал и не навязывал свою волю.
Он бесконечно ценил человеческую свободу и относился к ней с каким-то особым благоговением. Батюшка готов был уговаривать, увещевать, готов был даже умолять об исполнении того, что, как он знал, необходимо для обратившегося к нему человека. Но если тот упорно настаивал на своем, батюшка обычно вздыхал и говорил:
— Ну что ж, попробуйте. Делайте как знаете…» (Архим.Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые»).
А ещё часто в письмах о. Иоанн говорил, что человеку самому невозможно противостоять дьяволу. Что враг очень силён. «Но Бог всесилен!», — добавлял батюшка.
И никогда из писем о. Иоанна не веет безнадёжностью, какие бы страшные грехи не сделал человек.
Вечная память приснопоминаемому архимандриту Иоанну!