Проповеди

Притча о таинстве

Богач одевался в порфиру и виссон. А Лазарь лежал у врат его дома, и псы лизали его раны. Каждый из них получил свою участь после смерти: один оказался в аду, а другой на Лоне Авраамовом.

Это притча о тайне. Не о чём-то скрытом, а о таинстве, которое нам приоткрывается.

Прежде всего — тайна личности праотца Авраама. Господь так его возвеличил, что образ Рая — это Авраам, его лоно, куда возвращаются праведники, возвращаются верующие. Это неспроста. Авраам перенёс искушение, которое было непосильно для человека: он должен был принести в жертву единственного сына, тем самым прообразовав Христову Жертву. Авраам понёс неимоверное страдание, бесконечно уповая на Господа. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6) Так и Лазарь, страдая, прикоснулся к Христовым Страданиям, уповал на Него и оказался на Лоне Авраамовом, в месте радости и веселья.

Когда мы страдаем, мы часто не понимаем, почему и за что? Сомневаемся, ропщем. Но в страдании мы открываемся сами себе: кто мы такие. Когда мы сыты и довольны, наша душа спит, а сердце молчит. Когда мы страдаем, мы живы. Открываются наши болезни, мы видим, каковы мы есть, видим свои грехи. В страдании человек духовно бодрствует, находится в единении с Господом.

Это притча о тайне отношений Рая и ада. Рай всегда повелевает адом. Это важно знать и помнить. Посмотрите, как происходит на земле: богач неприступен, и Лазарь даже не может зайти к нему в дом. Кажется здесь нам, что вон оно — счастье, успех. Но это обман. И в этой притче Господь показывает, как всё на самом деле, кто где главный. Конечно, Лазарь! Заметьте, что богача Господь не называет даже по имени. А Лазарь не назван общим словом «бедняк», он назван по имени.

И нет между Раем и адом никакого перехода. Нельзя после смерти построить отношения. Мы строим их здесь. Здесь мы создаём семьи, учимся любви, здесь мы строим дружбу. Там изменений уже нет.

Это притча о тайне Воскресения. Богач просит послать Лазаря к своим братьям на земле, чтобы они увидели действительность. Но Авраам говорит, что так не будет, не поверят они явившемуся Лазарю. Господь воскрес из мертвых! Разве это стало поворотным событием для всех? Нет. Лишь для тех, кто поверил. Есть Закон и пророки и «имеющий уши да слышит». Вера возникает не от явления мёртвых, не от чудес, а от слышания, от способности распознать в шуме и помехах тихий голос Пастыря. Услышал человек, легло слово на сердце, и он начинает двигаться навстречу, восходя от силы к силе.

Это притча о тайне наших усопших. Богач, который находится в аду, печётся о своих близких, он даже там беспокоится о пятерых своих братьях. Как же заботятся о нас наши близкие, находящиеся в Раю! Они непрестанно о нас помышляют, и мы должны отвечать им тем же: молитвой о них. Наша молитва здесь о них, и их молитва там о нас взаимодополняют друг друга и дадут нам возможность занять место на лоне Авраамовом.

Свящ. Сергий Сиротин, 

проповедь на притчу о богаче и Лазаре, 6.11.2022

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button