Великий Четверг
В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную Вечерю и предательство Иуды.
Церковное искусство является Евангелием в красках, а значит, точно и внимательно иллюстрирует слова Писания. Но церковное искусство ещё и литургично. Художники изображали евангельские события так, как гимнографы «изображали» их в стихах.
Вот как изображается это событие в церковном искусстве.
Тайная Вечеря из пещерной церкви в Каппадокии (11 в). Символичная рыба лежит на столе. Один из древнейших (1-2 века) символов Христа (слово ИХТИОС — «рыба» по-гречески — первые буквы которого расшифровывались первыми христианами как аббревиатура «Иисус Христос Сын Божий Спаситель»). И здесь этот символ указывает на Жертву Христа, на те самые вино и хлеб, которые Он преломил и которые мы принимаем как Тело и Кровь Его. Т.е. на столе лежит сам Христос, предаваемый на заклание.
Протягивает руку к чаше на иконе традиционно Иуда. Тем самым показывая, что он был причастником благодати, но после неё пошёл и предал своего Учителя. «Беззаконный же Иуда не восхоте разумети» — поётся на Утрени Великого Пятка.
Вопрошание учеников: «не я ли, Господи?» и Иуда, на иконе из монастыря Иверон нарочито выделенный и позой, и цветом. Икона как бы заостряет на нём внимание. Так же, как это делают службы этих дней. Гимнографы ужасаются поступку ученика, недоумевают: «Днесь Иуда притворяет богочестие, и отчуждается дарования, сый ученик, бывает предатель…».
И на фреске Панселина из Ватопеда Иуда касается Чаши. Ученики смущены, удивлены. Они ещё не понимают, что происходит. Не удивлён и не смущён только Иуда. Разве любопытство в его позе?…
В храме св. равноап. князя Владимира были совершены Утреня Великого Четверга (вечером в среду), Часы, Изобразительны, Вечерня и Литургия свт. Василия Великого.
Фотографии Марины Сиротиной и Натальи Макаренко.