Воскресный день (25 июля 2021 года)
Сегодня на Литургии читалось Евангелие о гадаринских бесноватых (Мф. 8:28-34)
(И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов*, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. //*Из пещер, где погребали.
Творец Вселенной — Господь — встречает на своем пути зло, зло очевидное, которое исходит от людей, страдающих нечистым духом, страдающих страшно. В других Евангелиях говорится, что они не только страдали, но они жили во гробах, а не как все люди, в домах. Они бились о скалы и даже разрывали цепи, которыми их связывали!
И вот, что происходит при встрече Зла с Господом. Господь бесов не уничтожает. Казалось бы, встречается совершенное зло с истинным добром, но Господь позволяет им остаться, войти в стадо свиное, Он позволяет поступить так, как они хотят.
Думается, это вот почему.
Перед нами в жизни Господь часто ставит такие задачи. Он попускает нам терпеть зло, конечно, не быть бесноватыми, но даёт нам со злом сталкиваться так или иначе. Сталкиваться со злыми людьми, сталкиваться со злыми проявлениями этого мира и это нам приходится делать практически каждый день. Мы должны решать эти задачи, потому что иначе, не имея опыта борьбы, мы не получим положительного опыта добра. Поэтому Господь позволяет этим темным силам, хотя и не в прежнем состоянии, но всё же оставаться. Мы должны увидеть это зло, если мы люди верующие, чтим Христа как Бога, то мы должны не претерпевать зло, а уметь с ним справляться. Это зло мира, который превратился в сплошной каинский дух. Мы должны, веря в Богу, веря Христу, исповедовать Христа, как Бога, уметь справляться с этим злом, уметь его видеть и, как говорится, «называть вещи своими именами». Интересен образ свиней, ни как образ животных или как гастрономический их результат, а скорее как образ их жизни. Кто видел, как в сельском хозяйстве живут свиньи, тот сразу поймёт. Слово «свинья» — иной раз используется, как имя нарицательное. Человек, который живет подобно свинье, который не гнушается грязью, для которого грязь — это норма, для такого человека грязь — это проявление его свободы, его внутреннего человека, проявление его сердца. И это «свинство» притягивает, ибо иной раз маскируется за свободу, за «всё дозволено». Всего этого очень много вокруг нас.
Интересно, что горожане поступили как-то необычно. Они не гнали Христа и не славословили его. Они поступили равнодушно. Об этом равнодушии говорится в Писании, в Апокалипсисе (Откр. 3:15): «ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Очевидно, что Господь не любит равнодушия. Либо сердце горит к Нему, либо, если человек холоден, то Господь пытается как-то растопить это сердце. А когда сердце теплое, когда Господь при очевидном Своем вмешательстве, не находит искры в сердце человека…
Равнодушно можно пройти мимо храма, равнодушно можно пройти мимо человека, лежащего на земле и не оказать ему никакой помощи («Пусть другой это сделает»), равнодушно можно пройти мимо страдающего ребенка… Равнодушно можно посмотреть на гадость, на грязь, на свинство… И вот это равнодушие страшнее даже, чем неверие или какая-то форма экзальтации.
Свящ. Сергий Сиротин