Проповеди

Воскресный день (25 июля 2021 года)

Сегодня на Литургии читалось Евангелие о гадаринских бесноватых (Мф. 8:28-34)

И при­­ше́дшу ему́ на о́нъ по́лъ, въ страну́ гергеси́нскую, срѣто́ста его́ два́ бѣ́сна от­ гро́бъ исходя́ща, лю́та зѣло́, я́ко не мощи́ никому́ мину́ти путе́мъ тѣ́мъ.
И се́, возопи́ста глаго́люща: что́ на́ма и тебѣ́, Иису́се Сы́не Бо́жiй? при­­ше́лъ еси́ сѣ́мо пре́жде вре́мене му́чити на́съ.
Бя́ше же дале́че от­ нею́ ста́до свині́й мно́го пасо́мо.
Бѣ́си же моля́ху его́, глаго́люще: а́ще изго́ниши ны́, повели́ на́мъ ити́ въ ста́до свино́е.
И рече́ и́мъ: иди́те. Они́ же изше́дше идо́ша въ ста́до свино́­е: и се́, [а́бiе] устреми́ся ста́до все́ по бре́гу въ мо́ре, и утопо́ша въ вода́хъ.
Пасу́щiи же бѣжа́ша, и ше́дше во гра́дъ, воз­вѣсти́ша вся́, и о бѣсно́ю.
И се́, ве́сь гра́дъ изы́де въ срѣ́тенiе Иису́сови: и ви́дѣв­ше его́, моли́ша, я́ко дабы́ преше́лъ от­ предѣ́лъ и́хъ.

(И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов*, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. //*Из пещер, где погребали.

И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.)

Творец Вселенной — Господь — встречает на своем пути зло, зло очевидное, которое исходит от людей, страдающих нечистым духом, страдающих страшно. В других Евангелиях говорится, что они не только страдали, но они жили во гробах, а не как все люди, в домах. Они бились о скалы и даже разрывали цепи, которыми их связывали!

И вот, что происходит при встрече Зла с Господом. Господь бесов не уничтожает. Казалось бы, встречается совершенное зло с истинным добром, но Господь позволяет им остаться, войти в стадо свиное, Он позволяет поступить так, как они хотят.

Думается, это вот почему.

Перед нами в жизни Господь часто ставит такие задачи. Он попускает нам терпеть зло, конечно, не быть бесноватыми, но даёт нам со злом сталкиваться так или иначе. Сталкиваться со злыми людьми, сталкиваться со злыми проявлениями этого мира и это нам приходится делать практически каждый день. Мы должны решать эти задачи, потому что иначе, не имея опыта борьбы, мы не получим положительного опыта добра. Поэтому Господь позволяет этим темным силам, хотя и не в прежнем состоянии, но всё же оставаться. Мы должны увидеть это зло, если мы люди верующие, чтим Христа как Бога, то мы должны не претерпевать зло, а уметь с ним справляться. Это зло мира, который превратился в сплошной каинский дух. Мы должны, веря в Богу, веря Христу, исповедовать Христа, как Бога, уметь справляться с этим злом, уметь его видеть и, как говорится, «называть вещи своими именами». Интересен образ свиней, ни как образ животных или как гастрономический их результат, а скорее как образ их жизни. Кто видел, как в сельском хозяйстве живут свиньи, тот сразу поймёт. Слово «свинья» — иной раз используется, как имя нарицательное. Человек, который живет подобно свинье, который не гнушается грязью, для которого грязь — это норма, для такого человека грязь — это проявление его свободы, его внутреннего человека, проявление его сердца. И это «свинство» притягивает, ибо иной раз маскируется за свободу, за «всё дозволено».  Всего этого очень много вокруг нас.

Интересно, что горожане поступили как-то необычно. Они не гнали Христа и не славословили его. Они поступили равнодушно. Об этом равнодушии говорится в Писании, в Апокалипсисе (Откр. 3:15):  «ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Очевидно, что Господь не любит равнодушия. Либо сердце горит к Нему, либо, если человек холоден, то Господь пытается как-то растопить это сердце. А когда сердце теплое, когда Господь при очевидном Своем вмешательстве, не находит искры в сердце человека…

Равнодушно можно пройти мимо храма, равнодушно можно пройти мимо человека, лежащего на земле и не оказать ему никакой помощи («Пусть другой это сделает»), равнодушно можно пройти мимо страдающего ребенка…  Равнодушно можно посмотреть на гадость, на грязь, на свинство… И вот это равнодушие страшнее даже, чем неверие или какая-то форма экзальтации.

Свящ. Сергий Сиротин

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button