Проповеди

«Даже неверие наше Господь готов обратить в веру. Только бы мы подошли к Нему!»

Господь нас ведёт по Великому Посту и путь этот очень трудный, наполненный нашим изменением, изменением нашего ума, нашего сознания.

В 1 воскресенье поста мы читали Евангелие о призвании учеников, в том числе Нафанаила. Филипп говорит ему: «Мы нашли Мессию», на что Нафанаил отвечает: «Из Назарета может ли быть что хорошее?» И мы так же в начале поста имеем в себе сомнения, мысли земные, тленные, пресмыкающиеся. Но Господь видит зерно и не оставляет нас, как не оставил Нафанаила, которому Он сказал: «Прежде чем ты был под смоковницею, я видел тебя». И Нафанаил исповедует Господа, говоря: «Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев».

Во 2 воскресенье поста Господь нас приводит к расслабленному, которого спустили друзья к ногам Спасителя. Здесь мы видим себя в расслабленном, потому что ну какие наши силы, какие наши возможности?! Мы видим себя и среди друзей, потому что мы уже немного окрепли, наши чувства земные уже упразднились, и мы, как друзья расслабленного, с верой и надеждой спускаем нашего друга к Господу.

3 воскресенье поста — неделя Крестопоклонная. Страшное явление Креста Господня. Господь часто, начиная с события Преображения на Фаворе, говорил ученикам о предстоящих страданиях. Ученики недоумевали, не верили, а оказавшись у Креста, почти все разбежались. Середина поста — самое страшное, самое тяжёлое время, когда финал ещё далеко, но мы недоумеваем, не верим, как ученики, и можем разбежаться. Мы, возможно, совершили какие-то падения, но милостивый Господь, Который даже в изгнании Адама сотворил милость к человеку, ведёт нас дальше. Он не оставляет нас разбежавшихся, несчастных, потерянных.

И приводит нас к 4 воскресенью поста, к отцу отрока, который сегодня пришёл ко Христу и просил Его об исцелении сына от нечистого духа.

Мы живём в мире, который наполнен духами злобы поднебесной. Мы живём в мире с постоянной бранью духов нечистых, духов страшных, духов злых, духов горделивых, обманывающих нас. Духов, которые могут вселиться в человека целым легионом. Они могут поработить человека. Нам не надо далеко ходить за примером. Святой нашего храма, князь Владимир, ещё до принятия христианства кому поклонялся? Мы привыкли к нашей истории, но попробуем вдуматься: ведь это невозможно представить в реальности, что люди поклоняются воплощённому злу, приносят человеческие жертвы…

Сегодня Господь приводит нас к отроку, которого поработили злые духи. Эти духи — лукавые, им нужно человека обмануть. Как они обманули отца этого отрока, говоря, что в новолуние он беснуется. Но это хула беса на Бога, ибо луна не может быть злой, она — творение Божие.

В Церкви нет обмана, в Церкви всё честно. Но злые духи пытаются помешать воцерковившемуся человеку, и тот из истинного богопочитания часто сотворяет себе кумира, погребая себя в суете, в мелочных мыслях, преображая апостольскую веру в заботу о святыньках. И главным вдруг становится вопрос «что делать со скорлупой от пасхальных яиц?». Это бытовые заботы, они не касаются нашей веры, они не нуждаются в богословском осмыслении. Мы осуетились. Наше церковное сознание становится мелочным. Потому что мы обмануты. А Господь сегодня нам показывает, кем мы обмануты.

Отец отрока уже приходил к ученикам, но они не смогли исцелить его сына. Отец поколебался в вере, но Господь говорит ему: «Если можешь хоть немного верить, то всё возможно верующему». И отец, любя своего сына, произносит удивительные слова: «Верую, Господи. Помоги моему неверию». Это и про нас с вами. Ну какая у нас вера?! Но даже самую крупицу, даже неверие наше Господь готов обратить в веру. Только бы мы подошли к Нему! Только бы мы не осуетились, только бы не дали себя опять обмануть и заманить в суету.

Господь исцеляет отрока. А потом наедине ученикам отвечает, почему они не смогли исцелить его: «Род сей изгоняется только молитвою и постом». К сожалению, эти простые слова многие не слышат, не придают им должного значения. Господь пост возносит на вершину, с которой человек способен изгонять злых духов! Пост и молитва. Сегодня и вспоминаем мы великого постника, постника из постников, Иоанна Лествичника, который всю жизнь враждовал на нечистых духов. Он напоминает нам, что приём пищи — это всего лишь небольшая потребность организма, знакомая нам с первых мгновений нашей жизни. Но как же трудно обуздать своё чрево, чтобы этот приём пищи был человеческим, а не бесовским! Чтобы в жизни нашей был Христос, а не бесконечное услаждение.

Пост нам дан, как необходимость, чтобы хоть немного унять своё чрево, чтобы мы укрепили свою веру, чтобы мы могли изгнать от себя злых духов, чтобы нам идти дальше к Голгофе, а потом и к Воскресению. Пост необходим человеку! Неправильно поститься только в среду и пятницу, необходимо соблюдать весь Великий пост и другие посты. Мера поста у каждого своя. Не все могут поститься по букве Устава, да и уставы бывают разные. Любое обременение будет тяжело, будет трудно, будет болезненно, но пренебрегать постом нельзя, Господь нам сегодня недвусмысленно напоминает об этом. Без подвига не будет победы! Спаситель говорит дальше о предстоящем Страдании и Воскресении. Но сначала Страдание. Так и у нас не будет воскресения, если не будет подвига. Подвига ради Христа.

 

Свящ. Сергий Сиротин, проповедь в неделю прп. Иоанна Лествичника

14/04/2024

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button