Богородичная Пасха
Мы мало знаем фактов о жизни Пресвятой Владычицы. В Евангелии Она упоминается всего несколько раз, но больше о Её судьбе в истории нашего спасения, в истории Церкви мы узнаём из церковного Предания, из того, что Духом Святым передавалось и жило в Церкви. А то, что иконография Богородицы самая обширная в нашей традиции (очень много известно вариантов Богородичных икон), говорит само за себя…
Сегодняшний праздник с одной стороны должен быть грустным, ведь мы хороним сегодня Матерь Божию… А с другой стороны этот праздник красноречиво назывался Богородичной Пасхой! Потому что смерть и здесь была посрамлена, ибо не смогла удержать Ту, которая была «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».
Падшее человечество имеет прародителей, Адама и Еву, через которых и приобщается к тем последствиям греха, которые действуют в мире… Пресвятая Богородица была изъята из этой причастности по Своей всецелой облечённости во Христа, потому что вся Она, вся Её жизнь, всё Её служение, всё Её существо было облечено во Христа. Ничего не было в Ней, что могло бы потянуть Её вниз. Только на Небо, только к Своему Предвечному Сыну! Мы называем Христа Новым Адамом, потому что в Адаме, наследуя грешность, мы умираем, а во Христе, Который, став Человеком, воскрес, мы воскресаем. Как через Еву грех вошёл в мир, так через Приснодеву Марию пришло в мир спасение! Богородицу в полной мере мы не назовём Новой Евой, потому что Она – Матерь Спасителя. Но Она так же Мать и всем нам. И наша смерть через Богородицу приобретает иное качество. Это уже не нечто страшное и безнадёжное. Это смерть именно во Христе, когда Господь по нашей вере в Богородицу примет сначала наши души в Свои Руки, а потом восставит наши тела, как восставил тело и Своей Пречистой Матери.
Свящ. Сергий Сиротин