Проповеди

Тайна прощения. Проповедь на евангельское чтение о немилосердном должнике.

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18:23–35)

 

В этой притче Царствие Небесное уподабливается царю, простившему своему рабу большой долг, когда тот, пав, просил его об этом.

Тайна прощения одна из самых трудных в нашей жизни. Связана она с милосердием Божиим с одной стороны, и с нашим к нему отношением с другой. Множество наших прегрешений вопиет к Богу и Господь по Своей бесконечной милости нам их прощает. Но от грехов остаются последствия, как шрамы после ран.

Бывает, прощение приходит сразу. Мы знаем такие примеры. Апостол Павел страдал каким-то недугом:

«…Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен»(2 Кор 12:7–10).

Помним мы так же падение и покаяние апостола Петра, как Спаситель возвращает Своего отпавшего ученика в лоно дружбы, любви и апостольства.

Эти два примера говорят о живости самих кающихся. Их покаяние было живое, настоящее, искреннее. Оба эти кающиеся апостола были готовы к последствиям своих прегрешений. Апостол Пётр жизнь свою закончил мученически, так же, как и апостол Павел…

Эти примеры, бывшие 2000 лет назад, имеют отношение и к нам. Часто приходят люди на исповедь, приносят листочек с грехами… И нередко в этой исповеди нет живого чувства, нет живого общения с Тем, кому ты должен, с Тем, Кто только и может тебя простить. Ведь на исповеди кающийся разговаривает с Богом и Его молит о прощении. Священник «есть только свидетель».

А ещё часто у нас нет готовности нести те последствия греха, которые Господь нам оставляет. Покаяние – это целый жизненный процесс, а исповедь – единичный акт покаяния.

Со всем вниманием нужно отнестись к своему личному покаянию, к своему личному прощению. Не унывать, если не получается. Продолжать просить! Был такой святой, авва Аммон, который жил в 4 веке в Египетской пустыне. И он 14 лет денно и нощно просил Бога, чтобы Он простил ему грех гнева, грех раздражения. 14 лет! Человек был готов с верой каждый день, денно и нощно просить Творца о помиловании.

А готовы ли мы, приходя на исповедь и говоря, что не получается, не справляюсь? Готов ли я эти грехи нести, нести их последствия, готов ли денно и нощно просить у Бога об их оставлении? Это важно.

Ведь Господь Сам никого не наказывает. Грех – уже есть наказание для человека! В древнееврейском языке одним словом обозначаются и грех и наказание! И в этом великий смысл. Достоевский его понимал и эту истину вывел в самом названии своего романа «Преступление и наказание». Преступление – это уже наказание. Безусловно, отсюда берётся благочестивая и добрая русская традиция помогать осуждённым. В грехе уже есть последствия, которые человеку нужно будет нести. И нужно быть к этому готовым.

У притчи есть и вторая часть. О том, как мы сами прощаем нашим ближним. Удивительным образом это связано. Легко простить человека, когда он сделал что-то совсем маленькое, на ногу наступил или место в трамвае не уступил. Но градус иногда повышается… Бывает, человек годами, десятилетиями не может отпустить другому человеку его грех, отпустить обиду. И это крайне печально, потому что от этого зависит наша Вечная будущая жизнь, от этого зависит тайна нашего прощения. Отнесёмся внимательнее к нашим ближним! Да, конечно, есть проблемы в наших взаимоотношениях с родными, с коллегами, с людьми, встречающимися на нашем пути. Вот, например, квартирный вопрос, который, как известно, испортил людей. Но в реальности сколько людей смертельно поссорились из-за этого «квартирного вопроса» и никогда не примирились. Наши родители, которых нам иногда надо «нести» с их немощами, порой предрассудками, последствиями их жизни. Наши отношения человеческие часто настолько запутанны, настолько сложны… Часто речь не идёт даже о почитании родителей, как велит нам заповедь! Хотя бы о снисхождении и возможности прощения! Но если у нас не получается (а у нас – грешных – мало, что может получиться) то вернёмся к первой части притчи! Бог бесконечно милостив. Отец Иоанн Крестьянкин неоднократно писал в письмах, что человек не может сам справиться с грехом и немощью, ибо силён, очень силён дьявол. Но — писал старец — Бог Всесилен! А потому будем просить и просить у Бога помощи в этом трудном деле покаяния, в деле прощения наших ближних, просить, чтобы Господь открыл наше сердце к ближнему, открыл те источники любви, которые возможны в нас. Будем просить Бога простить нас и помочь нести последствия наших грехов.

Все мы знаем 50 псалом «Помилуй мя, Боже по велицей Твоей милости…». Псалом покаянный, где много говорится о прощении. Исследователи Псалтыри пишут, что в еврейском языке слово «помилуй» равнозначно слову «сотри». А значит Псалмопевец просит: «Сотри, Господи, грехи мои! Сотри, забудь их! А меня не забудь. Грехи мои оставь мне, а меня не оставь!»

Ф

Фотографии со службы Натальи Макаренко.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button