Проповеди

О брачном пире. Проповедь в воскресенье 26 сентября 2021 г.

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

ибо много званых, а мало избранных.

Мф.22:1-11

 

В этой притче, как и в притче о злых виноградарях, сказано о еврейском народе, который когда-то составлял Церковь Божию. Пророчество этой притчи сбылось очень скоро, в 70-м году, когда был разрушен Иерусалим и перепахана земля, т.е. город был буквально стёрт с лица земли.

Потому мы и празднуем Крестовоздвижение. За 300 лет там не сохранилось ничего! Царица Елена проводила буквально целое расследование, чтобы найти Голгофу, Гроб Господень, Крест…

Но, как и всегда в Священном Писании, эта притча имеет отношение и к нам с вами.

На Всенощном бдении мы с вами читали 17-ю кафизму, там есть такие слова: «Часть моя еси Господи». По-русски мы бы сказали: «Господи, Ты – моё счастье!». Счастье – это быть частью и русский язык буквально отразил смысл этого слова. И действительно, нет большего счастья для верующего человека, чем полагать в Господе свою часть, нет большего счастья, чем быть с Богом. Нет большего счастья, чем быть участником брачного пира нашего Господа!

Что такое брачный пир? Это очень сильный образ, неоднократно использующийся в Евангелии. Сейчас его первоначальный смысл утратился. А в древности это было по сути вселенское событие: встречаются две судьбы, встречаются две жизни, чтобы образовать новую семью, которая, если жить по евангельской, по Божией правде, станет частью Священной истории, войдёт в историю человечества. Это хорошо понимали наши предки. Вспомним, как библейские патриархи (Авраам, Исаак…) выбирали себе жён! И вот брачный пир – это такое событие вселенского масштаба, потому этот сильный образ любит Евангелие.

Брачный пир, который устроил Господь – это пир Пасхальной радости для всего человечества. Верующему человеку невозможно не пойти на этот пир! По сути, это то, к чему мы все вообще стремимся – к счастью с Богом, к соучастию в Его пире. Как не пойти на него, если Господь зовёт?!

Но есть люди, которые могут не знать об этом счастье. В силу возраста, своей жизни, своих предрассудков, своего воспитания… Я много раз причащал пожилых людей, которые ничего не умели! Они не могли толком перекреститься. Им было очень трудно исповедоваться. Они делали это первый раз в жизни на смертном одре. Но Господь звал их на брачный пир. И их тянуло туда. Эти люди неумело, неуклюже, но тянулись к этому пасхальному брачному пиру. И исповедь их была искренней, а причастие (снова при-частие!) истинным.

А есть люди, которые сознательно не идут на брачный пир. Почему? В Евангелии очень точно сказано: заботы этого века целиком и полностью поглощают человека, и он перестаёт видеть вечное. Находит себе разные отговорки (прямо, как в Евангелии написано!). Для кого-то «доказательства» небытия Бога, для кого-то «Бог в душе», для кого-то прочие мысленные путаницы, которые человек нарочно придумывает, лишь бы не идти туда, куда Господь зовёт. К сожалению, мир здесь преуспевает в вовлечении человека в это сиюминутное, пустяшное, часто греховное, чтобы затмить главное, отвлечь от него, от Божиего брачного пира.

А ещё на пире был человек не в брачной одежде. И это тоже образ! Мы с вами поём на Страстной седмице дивные, горькие и очень правдивые слова: «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь». И дальше в этой молитве мы просим Бога очистить одеяние нашей души, чтобы стать нам соучастниками пира брачного и жителями чертога Господня. Одежда здесь – это одеяние души. И одежда не брачная – не готовая к Господню пиру душа. Потому того человека в притче и извергли вон, как неготового к пасхальной трапеза нашего Господа.

Свящ. Сергий Сиротин

 

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button