Проповеди

Ожившее Писание

Великим постом на богослужениях мы много читаем Священное Писание. В будние дни читаем в основном Ветхий Завет, Новозаветные чтения читаются в субботние и воскресные дни.
Этим Великим постом возникло ощущение, понимание, что библейская история перестала быть чем-то книжным, отстранённым, далёким от нас. Мы будто незримо перетекли сами на страницы Библии. Всё обострилось. Стало не в притчах, не гадательно, но явно. Стало очевидным, что история Каина и Авеля рядом. Мир, как и тогда, в допотопные времена, разделяется на последователей одного или другого. Для нас очевидно теперь, что строители Вавилона – не миф. Это реальность. Дух их жив и продолжает бодрствовать среди своих последователей. Мы с вами видим, как сейчас актуальны Ной, Авраам, Исаак, Иаков и все ветхозаветные праведники. Как актуально пророчество пророка Исайи, которой говорит, что Господь выбирает в качестве бича для народа Божьего другие языки (народы)… Как это сейчас близко! Как стало очевидно… И страшно. Почему страшно? Мы знаем, что Содом и Гоморра были и до. Нечестиво люди жили от начала. Но страшно, когда грех возводится в закон. Тогда вмешивается Господь в историю. Тогда соль и сера изливаются на беззаконных. Мы свидетели этому всему… Но вместе с тем мы знаем историю праотца Лота, который смог жить праведно среди содома, который стал уже именем нарицательным. Значит, и мы можем жить праведно посреди безумства и окаянства.
Ветхий Завет всегда видится через призму Нового Завета. Ответы на вопросы Ветхого Завета надо искать в Новом. Мы уже читали и скоро будем читать второй раз канон святого Андрея Критского, где он приводит образы Ветхого Завета в качестве примеров для покаяния и примеры завета Нового. И сейчас эти образы звучат особенно ярко. Постом вообще всё обостряется, а ведь мы дошли уже до середины. Мы видим актуальность мытаря и фарисея… Мы должны спросить себя, а кто мы в библейской истории? Где мы в ней? С Каином, пошедшим против Бога? Или с убиваемым Авелем? С Ноем в ковчеге? … Вспомним историю Ноя. Он вошёл в ковчег за несколько дней до потопа. Ничего не предвещало вроде бы беды… Было таким же ясным небо. Но праотец Ной ходил не знанием, а верой! Господь сказал ему построить ковчег, и Ной построил. Все, наверное, глумились над ним, смеялись. «Зачем ты занимаешься ерундой? Посмотри, как легко жить. Можно делать всё. Всё доступно. Бери от жизни всё. Делай как хочешь. Зачем эти постулаты, «изжившие себя христианские ценности»? Можно убивать. Можно надругаться над верой, родиной, отцами, над Богом. И ничего не будет. Свобода! Зачем этот ковчег, который ты построил, сумасшедший человек?» Но Ной ходил верой. Войдя в ковчег, Ной подтвердил свою веру, ибо без дел вера мертва.
Мы находимся на той странице Священного Писания, где распяли Христа. Сегодня мы видим перед собой Крест Господень. Крест, как всегда, разделяет мир на неравные части. Одни видят его и говорят: «Распни Его! Спасал других, спаси Себя Сам!» Мы слышим эти слова каждый день. Сотни и тысячи людей проходят мимо храмов. Почему «мимо»? Именно потому, что «спаси Себя Сам». Но мы должны быть по другую сторону Креста. Там, где Богородица, Иоанн Богослов и жёны-мироносицы. Мы должны вслед за Ноем ходить верою. Господь сегодня в Евангелии говорит нам: «Отвергнись себя и возьми крест свой». Как это? Нужно изжить из себя всё, что не с Богом. Своё самохотение, свои похоти, свою волю. Отвергнуться себя – страшно. Крест всегда страшен. Страшно умереть на нём. Но смотря на Христа, Который сказал смерти: «Да», мы идём верою, как и Ной. Идём на Голгофу за нашим Господом. И верою мы знаем, что Господь воскреснет. Аминь.

Иерей Сергий Сиротин.

Проповедь в неделю Крестопоклонную, 27 марта 2022 г.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button