Проповеди

Осквернение и покаяние

К сожалению, те способности, которыми наделил нас Господь, из-за греха, живущего в нас, мы употребляем не по назначению, а часто и вообще делаем их пособниками диавола, пособниками мамоны, как говорит Господь в сегодняшнем Евангелии (Мф. 6:22-33) И обычные отправления, которые свойственны человеку, мы превращаем в нечто сродни языческим культам.

Наше зрение имеет двусоставность. Первое – то, что мы видим глазами. Второе – то, что сердцем. Господь говорит, что «чистые сердцем Бога узрят» (Мф.5:8) Сердечное ведение и видение очами в человеке связаны. И это нас отличает от всего живого. Человек может не просто видеть, но и оценивать увиденное, принимая в себя. К сожалению, эта способность очень осквернена грехом. Наше зрение зло, лукаво, горделиво. Наш взгляд может быть злым. В чине крещения священник просит Господа защитить младенца от «очес презора», от злого взгляда, который может быть брошен на него и иметь какие-то последствия.

Вера происходит от слышания (Рим.10:17). Человек услышал и поверил. Но наш слух настолько засорён посторонними шумами, что мы перестаём слышать самое главное, а слышим только этот шум.

Человек отделён от мира Логосом, Который в нём есть, способностью быть разумным. И говорение – одно из проявлений этой разумности. Такого дара нет больше ни у кого в этом мире. И в этом человек богоподобен, потому что есть слово Божие! Но посмотрите, как засорена наша речь! Как ругаемся мы, как ругаются наши дети! Какие изощрённые словесные хитросплетения придумывает человечество, чтобы затмить в себе этот Богом данный дар! Дар чистого слова, красивого слова, которым можно благословить, которым можно обрадовать, которым можно поздравить, выразить сокровенное. А мы подавляем эту способность, как нечто низменное. Мы пользуемся плохими словами, мы опускаемся на уровень бессловесных животных. Ругань бывает подобна собачьему лаю, а злой смех подобен конскому ржанию…

И так во всём. Какую способность Богом данную ни возьми, человек способен осквернить её.

Преп. Серафим за один только плохой помысел сам себя на три года поставил на камень! За один только помысел! Что происходит в нашей голове в течение даже одного часа, страшно себе представить. Не хватит времени существования мира, чтобы нам эти помыслы простоять на камнях.

В сегодняшнем Евангелии Господь показывает нам предел всего этого беззакония. Пища нам для тела и Господь говорит, чтобы мы заботились для души своей, что есть. Получается, что когда мы переходим какую-то грань в еде, то мы уже не для тела едим, а для души. Но душа не нуждается в пище тленной. Душа в другой жизни нуждается. Так же и одежда, когда она становится потребностью души. Тогда происходит нечто, что переводит нас из разряда верующих людей в поклонников мамоне. Переход этот можно не заметить. Проснуться однажды утром и начать служить другому. А служить одновременно Богу и мамоне невозможно, Господь об этом прямо говорит в сегодняшнем евангельском чтении.

Чтобы справиться с этим, Господь дал нам ещё одну способность, один великий путь, который на протяжении всего существования сопутствует человеку. Это путь покаяния. Покаяние очищает человека. Оно как мощный прожектор высвечивает в каждой душе низменные потуги перейти на служение мамоне. Покаяние от любых бездн возвращает нас ко Христу. Только нужно увидеть и сказать: «Господи, прости меня». Интересная деталь. В русском слове «покаяние» мы отчётливо слышим имя Каина. Получается, что покаяние – это изживание в себе Каина. Изживание каинского духа в себе. В этом смысле наш язык, наша вера видит и фиксирует очень важные моменты. Окаянен – я приблизился к Каину, но покаянием я изживаю его в себе.* Покаянием освещается путь, идя по которому человек изживает в себе и сквернословие, и грязное око, и неподобную речь, а становится подобным Богу-Слову, Логосу, Христу. Возвышается.

Это не только исповедь. Не будем путать исповедь и покаяние. Исповедь – часть покаяния. Покаяние – целый жизненный путь. Когда умирал Макарий Египетский, бесы говорили ему: «Макарий! Ты обманул нас». Макарий всегда говорил, что он не спасётся, что он самый грешный человек. Так было настроено его сердце. И даже после смерти, когда нельзя ничего изменить, его дух говорил: «Ещё ничего не известно». Настолько человек был укоренён в покаянии.

Пусть Господь нам поможет и наставит нас на этот путь!

 

Свящ. Сергий Сиротин

Проповедь в воскресенье 3 июля 2022 г.

*Теме Каина в современном мире большое внимание в своих трудах уделял Е.А. Авдеенко. Его изданные труды вы можете приобрести в нашей церковной лавке.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button