Проповеди

«Она всегда и полностью была Христова»

Каждый праздник — это возможность для нас утвердить свою веру, сделать её более сильной.
И Успение из этих праздников — самый мощный.
Давайте вспомним Пресвятую Богородицу. Ведь о Ней мало, что известно. А то, что известно, касается той стороны жизни, которая нам с вами даже и не ведома. Например, Её рождество: оно было необычным, удивительным, от удивительных родителей и, как говорит преп. Паисий Святогорец, Она была изъята из обычной череды рождений по праведности и Богом данной чистоте Своих родителей. По рождестве Богородица не пребывает в мире, как все люди, но изымается из него ещё младенцем и проводит Своё детство, отрочество в Храме Божием.
Она изначально внутренне была подготовлена (специально Её, конечно, никто не готовил) к Своему предназначению. Мы читали, что родные только тело Её соблюдали, а душу Свою Она соблюдала Сама. И Её ответ Архангелу на Благую весть говорит о том, что Она всегда и полностью была Христова. Вся, до последнего момента. В Евангелии всё, что говорится о Богородице, говорится о Господе Иисусе Христе. Она Сама нигде отдельно не фигурирует. И моменты Её упоминания в Евангелии — не самые обычные. Чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино, и Богородица ходатайствует перед Господом об этом, о нуждах людей. Кровь и вода — вино и вода — безусловно, это указание на будущий Крест Христов, где Евангелие снова упоминает Матерь Господа.
Она по причастности Своему Сыну, по Своей жизни, конечно, была обожена, и смерть не могла Её удержать. Такого человека не может удержать этот мир!
Успение Богородицы — явление вселенского масштаба, оба мира здесь являются и соединяются. Является мир горний, являются Ангелы, Силы, Начала, Херувимы и Серафимы. Апостолы, которые уже разошлись на проповедь по миру, были перенесены Духом Святым в Иерусалим, в Гефсиманию, чтобы погрести Пречистую.
Многие даже православные мыслители трактуют Успение метафорически. Святитель Иоанн Шанхайский говорит, что верить Преданию надо дословно: если говорится, что апостолы были перенесены «от конец», т.е. с разных концов земли, то, значит, так оно и было.
Мы начали с того, что каждый праздник — это утверждение нашей веры. Если вера наша ещё колеблется, трепещет, то надо её укреплять, утверждать, рассуждать, всматриваться в образ Богородицы. Он тоже отошёл в область мистическую, таинственную. Жизнь Богородицы во многом связана с монашеской средой, со средой подвига ради Христа. Гора Афон — удел Богородицы, Дивеевский монастырь — удел Богородицы. Эти места монашеского подвига Пресвятую Богородицу почитают своей Игуменьей. Древняя русская традиция — посвящать монастырь именно Успению Пресвятой Богородицы: первые монастыри были Успенскими. Киево-Печерская Лавра — тому пример. Люди, которые призваны к молитве и подвигу, нашли в Богородице то, что искали: тот образ, ту лествицу, по которой восходит человек на Небо. О Серафиме Саровском Богородица сказала, что он «нашего духа», то есть духа подвига, Христова духа.
Мы, к большому сожалению, живём очень разрозненно. И в самих себе мы разрозненны. Нас раздирают страсти, соблазны, мы много осуждаем, мы не можем быть часто честны. А Успение и образ Богородицы призывают нас к единению со Христом, к удалению всякой нечистоты из нашей жизни, чтобы и нам стали доступны те тайны, которые были доступны Ей: Крест Христов, постоянное следование за Ним. О Богородице трудно говорить, Её жизнь трудно доступна нам, но мы будем стараться, будем всматриваться и праздники Пресвятой Богородицы нам в помощь!
С Праздником Успения Пресвятой Богородицы, братья и сестры!

Свящ. Сергий Сиротин

Проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы 

28.08.2022

 

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button