Проповеди

Всю свою жизнь мы должны соотносить с Крестом

Святые цари Константин и Елена попытались отыскать Крест Господень. Чем они были движимы в этом поиске? Возможно, как Иоанн Предтеча, который, сидя в темнице, спросил Христа: «Ты ли это или ожидать нам другого?», они, спустя века, хотели убедиться, ведь много вокруг соблазнов. И Господь на это дерзновение свв. царей ответил положительно: Крест был найден.
Так бывает не всегда, когда мы пытаемся проникнуть в тайны Божии. Тайна Евхаристии, например, для нас закрыта. Мы видим лишь то, что можем вместить, что можем почувствовать, но не всю полноту Таинства.
Господь даёт нам ощутить Крест, Тот Самый Крест. Вы помните, как были произведены «исследования» и Господень Животворящий Крест узнали по случившемуся от Него чуду. Унывающие христиане в этом событии получили удостоверение, что жив Господь!
В Ветхом Завете есть очень яркие прообразы Креста.
«Крест начертав Моисей», пели мы вчера в 1 ирмосе канона. Переходя через Красное море, пророк начертал Крест на воде, и оно расступилось для народа Божия.
Древо, до того, как стало материалом Креста Христова, участвовало в жизни древней Церкви. Когда вода была горькая, древо, опущенное в эту воду, сделало воду сладкою. Так и Крест преображает всю человеческую жизнь, всю человеческую историю.
Будучи побеждаем от амаликитян, Моисей воздел руки в молитве и тем помогал своему народу. Так и Господь воздел руки на Кресте, чтобы спасти Свой народ.
В беседе с Никодимом Христос говорит, что и Ему подобает так же быть вознесену на Кресте, как Моисей вознёс змею в пустыне, когда змеи напали на Церковь. Это очень яркие образы! Они ясно говорят о жизни Церкви ветхозаветной и Церкви новозаветной.
Кто знал тогда, что это именно Мессия? Кто видел? Кто знал, как именно придёт Мессия и как именно Он спасёт Свой народ? Но те, чья вера была больше знания, чувствовали Грядущего за много веков до Вочеловечивания. Они верили и чувствовали, что здесь Господь, близко. Этой верой и мы живём.
Когда пришёл Спаситель, для учеников было недоумением и загадкой: как Богочеловек сможет взойти на Крест?! Они и разбежались при Кресте от того, что не понимали. Потом только Господь их снова собрал, и они поняли, что Крест — это спасение, что, простирая руки на Кресте, Господь собирает весь мир. Что Крест — это такая точка истории, до которой люди двигались гадательно, а после — с Ним вместе.
Так и при Кресте было: одни — Богородица, Иоанн Богослов, разбойник, сотник — были со Христом, а другие, которые хулили, плевали, поносили — против Него. И ничего не изменилось. Если до Христа народ двигался к Нему, то после Крестной смерти народ двигается с Ним. Или против Него.
Для нас Крест стал всем. Мы начинаем день с креста, мы крестим пищу, детей.
Крест Господень страшен, безусловно страшен, Он кровав. Ангелы закрывают лица свои при виде Него. Один старец, сидя у себя в келье, удостоился быть там, где Крест. Увидев его скорбное помрачённое лицо, ученик спросил: «Старче, что с тобой?», — «Я был там, где Крест Христов. И хотел бы там остаться».
Так и мы должны себя мыслить — там, где Крест Господень. Должны соотносить всю свою жизнь: с Крестом ли она или против Него.
Благодаря святым царям Константину и Елене мы удостоверились, что это Тот Самый Крест, а большего нам и не надо, всё остальное сделает за нас наша вера.

Свящ. Сергий Сиротин

Проповедь на Крестовоздвижение, 27.09.2022 г.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button