Сегодня особенный день для нашей земли
В начале 17 века на русскую землю обрушилась страшная беда. Фактически всю нашу страну захватили поляки, а в северных землях уже сидели шведы. Самое страшное, что сам русский народ перестал быть единой личностью, единым телом, а представлял из себя разрозненное сообщество людей, где каждый боролся за свои интересы. Было много разбоя, много убийств. Польская интервенция была не просто захватнической, но ещё и униатской, а значит предполагала обращение русских православных в униатов, стало быть, под покров Папы Римского.
Тем временем, в начале 17 века русская православная традиция уже сложилась. Практически все известные нам сегодня монастыри на тот момент уже существовали, их основатели уже просияли на русской земле: Троице-Сергиева Лавра, Александро-Свирский монастырь, Соловецкая обитель, Пафнутьево-Боровский монастырь и множество других, больших и маленьких монастырей. Всё это разрушалось! Безбожно убивались монашествующие. Архиереев сажали в тюрьмы. Троице-Сергиева Лавра 2 года была в осаде, из двух с лишним тысяч защитников к концу осады осталось около 200…
Беда была страшная. И была она страшной именно потому, что народ перестал быть народом, единым целым, перестал верить.
Была одна причина этих событий, нам с вами свойственная. Причину эту классики называли мечтательностью.
Когда появился первый самозванец Лжедмитрий, народ поверил без всякого рассуждения, что это и есть царевич Димитрий, сын царя Иоанна Грозного, чудесно спасённый от смерти в Угличе. Народ поверил и потерял связь с законной властью. Патриарх Ермоген все свои силы тратил на то, чтобы сохранить преданность народа власти, даже если она не самая хорошая, та власть. Василий Шуйский не был прекрасным царём, он был интриганом, жестоким, присягнувшим Лжедмитрию. Но это был законно избранный русский царь и, предавая его, всё пошло по наклонной. И даже когда Василия пленили, увезли в Польшу и насмехались над русским царём, патриарх всё равно стоял на своём: это русский царь, это законная власть. А все вокруг готовы были присягнуть кому угодно! Всё было уже готово рухнуть окончательно: польский царевич собирался царствовать на Руси, принятие унии было непременным следствием, а православных остаться не должно было вообще. Русские уже даже были готовы принять на царство шведа… До чего дошло недоразумение!
В момент этой, казалось бы, полной пропасти, воровства, смерти, слёз и горя (чего стоил один только пан Лисовский, страшный убийца, который со своим летучим отрядом прошёлся по нашим землям, сжигая и убивая всё на своём пути) неожиданно что-то сдвинулось. Кто-то взмолился и плач достиг Господа. Преподобный Сергий, явившийся в Чудовом монастыре архиепископу Арсению, сказал, что Господь Свой суд преложил на милость, и Россия будет спасена, ополчение победит.
Что такое ополчение? Это люди, которые не за какие-то услуги, не за деньги, не за какой-то интерес, но за единство русской земли, за свой дом, за православную веру объединились вместе и пошли на защиту Родины. Вооружались они на то, что было. Делали сборы. Известен случай, когда человек положил в кружку медный крестик, потому что больше ничего не было. Вот когда человек отдаёт последнее, тогда Господь его слышит. Когда человек перестаёт прельщаться, быть мечтателем, а видит существующую реальность: реальную власть, реальную веру, реальную землю, свою землю, свою семью, тогда всё складывается во единое целое, собирается ополчение и помощью Божией, под омофором Пресвятой Богородицы, Которая Предводительница всему русскому воинству, побеждает. А ведь столько времени не могли ничего сделать! И вдруг победили. Лавра освободилась. Известно предание, как снаряд попал в Архангела Михаила на дверях. Тогда Архистратиг явился начальнику защищающих Лавру и сказал, что это уже последняя грань и терпеть этого больше нельзя. И защитники Лавры устояли, а ополчение одержало победу.
И снова нам, как никогда, нужно это единство. Нужно ополчение, пускай не вооружённое, но духовное ополчение. Нужно понимание каждым, за что мы стоим, что мы можем потерять. Нужно перестать мечтать об эфемерном и несбыточном. Русская мечтательность губительна, с ней можно потерять абсолютно всё. В 1609 поверили обману Лжедмитрия и польских захватчиков, в 1917 мечтали о какой-то «свободе» и «справедливости», в 1991 мечтали о «прекрасном» Западе… До сих пор нам это свойственно. Мы потеряли уже две страны, так мечтая. Давайте, не потеряем ту, которая у нас сейчас есть. Оставим свои предрассудки, а объединимся Господним духом, водительствуемые Пресвятой Богородицей, станем ополчением и народом своей земли.
Свящ. Сергий Сиротин,
проповедь в день празднования иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Казанская.
4.11.2022