Проповеди

«Господь всегда приходит к тем, кто действительно Его ждёт»

В событии Сретения есть важный литургический момент. Действие происходит в храме. Происходит положенное по закону принесение младенца и принесение жертвы.

Господь входит в храм, и храм получает совершенно новый смысл. Прекращаются ветхозаветные жертвы, Господь Сам как эта жертва присутствует в храме. Ещё до беседы о Хлебе Жизни, ещё до Тайной Вечери Господь предлагает Себя как Жертву. Такая евхаристическая полнота дана Церкви с самого начала.

Сретение — это не просто встреча. Сретение — это когда выходят навстречу, как вышел Симеон встречать Господа, потому что ждал Его.

В прекрасном предании рассказывается, что Симеон был одним из семидесяти толковников, переводивших Священное Писание с древнееврейского на древнегреческий язык. Это были умнейшие люди, мудрецы. И перевод, который они сделали, является первым толкованием Писания, потому что перевод — всегда толкование. Наш славянский текст Писания является переводом с того самого «перевода 70-ти», по-научному «Септуагинты». И вот Симеон на словах пророка Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил» усомнился, подумал, что слово «Дева» стоит тут по ошибке. Но ангел возвестил ему, что он не умрёт, пока собственными глазами не увидит Того, Кто должен родиться от Девы. И Симеон прожил 300 лет. И дождался Спасителя. Он был исполнен днями и уже близок образу Авраама, Исаака, Иакова. Евангелие говорит, что Симеон был праведен и Духом приведён в храм. Подобно ветхозаветным патриархам, Симеон имел правильные отношения с Богом и с людьми.

«Он шёл умирать», — напишет в своём стихотворении «Сретение» Иосиф Бродский, спустя 2000 лет. «Ныне отпущаеши» — это, фактически и есть: «Я иду умирать, Господи». И какая чистая, тихая, обетованная радость в этих словах старца!

И не в уличный гул он,

дверь отворивши руками, шагнул,

но в глухонемые владения смерти.

Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.

И образ Младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою

душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,

в которой дотоле еще никому

себе озарять не случалось.

Светильник светил, и тропа расширялась.

(И.Бродский, «Сретение», 1957 г)

Симеон видел Церковь, Которая процветёт на краеугольном камне, имя Которому — Христос.

Христа не встречают иудейские начальники, архиереи, книжники. Его встречают бедные люди. Господь всегда приходит к тем, кому Он нужен, кто действительно Его ждёт.

Каждый священник в своей жизни сталкивается с такими моментами сретения Бога.

Мне однажды довелось причащать одну умирающую женщину. Ей осталось жить совсем немного, её уже трясла лихорадка, контакта с ней уже не было. Я её видел первый раз в жизни. Родственники не знали, ходила ли она в храм, причащалась ли. Было не понятно, что делать. Я решил начать готовиться к причащению, открывать Чашу, надевать епитрахиль с надеждой, что Господь подскажет, как быть… И пока я это делал, эта бедная женщина сложила руки на груди крестообразно. Она готовилась принять Святые Тайны. Она ждала Бога.

Господь, как и к Симеону, так и к нам, кто ждёт Его, всегда приходит в нужную секунду!

Свящ. Сергий Сиротин, проповедь в праздник Сретения Господня 

15/02/2023

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button