Проповеди

«Смиренный человек — это человек, с которым Богу легко общаться»

Сегодняшнее Евангелие о женщине-хананеянке (Мф. 15: 21-28). Она не была близка к иудейской традиции, но узнала о Христе и пришла к Нему за помощью. Ответ Спасителя на её призыв кажется сначала жёстким. Почему? Господь показывает нам в этом эпизоде, что такое смирение.

Мы постоянно слышим это слово. Любим его употреблять. Но мало кто из нас на самом деле смиренен. И само понятие это вмещает в себя много аспектов.

Если суммировать, то можно сказать, что смиренный человек — это человек, с которым Богу легко общаться. Это человек, который Богу приятен.

Как же этого достигнуть?

Отцы говорят, что смиренный человек — тот, который на обвинение в свой адрес отвечает незлобивостью. Но не деланной незлобивостью, а исходящей из сердца. Отвечает живой любовью. Смирение сердца — всегда есть любовь.

Проверить это довольно просто. Какова наша реакция, когда в метро наступают на ногу, толкнут в автобусе?..

Св. Паисий Святогорец пишет, что если мы просим Бога о спасении, то Господь будет посылать нам тех людей, которые помогут смиряться.

Если кто-то творит нам заушения, злословит на нас, то нам от того польза. Ведь, чая спасение и жизнь вечную, мы именно этого и просим. И реагировать надо нам, конечно, с незлобием и смирением. Вот как женщина-хананеянка. Господь сказал ей на просьбу о помощи: «Я послан только к овцам погибшего дома Израилева». Женщина же будто и не заметила этих слов. Не придала значения им. (Представим подобную фразу в свой адрес в храме! Ведь сразу обидимся, уйдём к другому священнику, в другой храм, епархию!) А женщина-хананеянка так не сделала. Не сказала, что это какой-то не такой Пророк, Он не ласковый и добрый, а вот какой грубый!

Св. Паисий Святогорец, много рассуждая о помыслах человека, вспоминает св. Моисея Мурина, которого, рукоположив в сан иерея, решил испытать епископ. Он попросил всех священнослужителей в алтаре при появлении Моисея гнать его из алтаря. Так и поступили. Заходит окрылённый благодатию Божией после рукоположения Моисей, а его прогоняют. И что же он? Он вышел и говорил: «Господи, как же они правы! Куда я пошёл, как я — чёрный, разбойник — посмел войти в алтарь Божий?!» И слова его были искренни.

А много примеров и обратных. Когда человек «напрягается на косвенном», чуть качни его, испытай, а он уже вовсю извергает нелюбовь.

Смирение нельзя сделать искуственным, нарочитым. Это духовная работа.

Женщина-хананеянка проявила смирение. Не обратив внимания на холодность ответа Господа, она кланяется и снова просит: «Господи, помоги мне!» И что же? Господь усугубляет, говорит совсем уж жёстко, можно сказать, грубо. Он сравнивает женщину со псом! (И снова представим себя на её месте. Вот тут наше смирение точно бы закончилось).

Но смирение — есть любовь. Женщина та была матерью, её дочь была больна. Любовь действует в ней и взывает о помощи.

Как часто мы, прося о помощи, быстро охладеваем, думая, что Господь не слышит нас. Но это не так. Если Господь моментально не ответил нам, значит идёт работа. Значит, Господь хочет нам что-то показать в нас самих или в других людях. Если не получается сразу — надо радоваться. Господь не может не ответить. Но, вероятно, мы хотим не того, а Господь хочет поднять нас на новый уровень. Поэтому важно не отчаиваться в молитве, по примеру этой женщины-хананеянки. Смирение — есть любовь! Женщина, не обратив внимания на жёсткий ответ, находится, говорит смиренно и точно: «Так, Господи, но и псы едят крохи со стола господ своих».

Интересно здесь и сравнение с псами, которому женщина не обиделась. Некоторые святые сравнивали себя с животными, говоря, что они хуже всякой твари. Почему же? А вот представьте своих домашних животных. Мы их накажем, можем несправедливо это сделать, можем сорвать своё негодование на них, споткнуться ночью об кота и отпихнуть его. А что животные? Отползают в уголок, зализывают раны и с любовью смотрят на своего хозяина. Помани его — прибежит сразу же и будет ласкаться. А мы — словесные человеки, венец творения — тут же хотим дать сдачи.

Господь, испытав женщину, испытав серьёзно, остановился и сказал: «Велика вера твоя», и дочь женщины в тот же час была здорова.

Из смирения, которое есть любовь, происходит вера. Вера, в которой есть уже общение с Богом. Вера, которая, может, ещё и не оформленна догматически, но в ней есть уже Христос. Эту веру увидел Господь в женщине-хананеянке.

 

Свящ. Сергий Сиротин, воскресная проповедь 11/02/2024

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button