«Всё, что мы делаем в Церкви — мы делаем ради Господа»
Сегодня, в день памяти святителя Григория Паламы, Церковь предлагает нам рассудить, как мы мыслим церковное Предание, как мы себя ощущаем в живом церковном теле.
Святитель Григорий много подвизался в спорах с западными богословами, в частности с Варлаамом Каламбрийским. Григорий был воспитан в русле церковного Предания, Предания Восточной Церкви, он назидался свв. Максимом Исповедником, Василием Великим и стал прямым их наследником.
В чём же заключались западные мудрования, которые категорически отвергал свт. Григорий Палама?
Бог непознаваем по Своей сущности, по Своей природе. Западные богословы учили, что человек не может познавать Господа, не может быть причастником Его сущности.
А апостол Пётр прямо говорит, что мы стали причастниками Божественного естесства (2 Петра 1:4). И свт. Григорий задавался вопросом: неужели то, что видели апостолы Пётр, Иоанн и Иаков было всего лишь атмосферным явлением, как, например, заря или северное сияние? Варлаам так прямо и утверждал, что Фаворский Свет — тварное явление. Но мы понимаем, как понимал и свт. Григорий, что апостол Пётр радовался на Фаворе не красивому свету, а Чему-то от начала Сущему.
Свт. Григорий был наследником афонской традиции, где монахи, уходя от мира к тишине и молитве, могли созерцать Божественный Нетварный Свет.
Григорий и предшествующие ему святые отцы учили, что Господь недоступен в Своей сущности, но через Свои энергии (такой греческий термин) Он действует в мире. Господь не оставил этот мир!
По учению противников свт. Григория, Господь сотворил мир и ушёл из него, Он недоступен Своим творениям. Люди живут как-то сами. А если так, то Церковное Предание (а Предание — это жизнь Духа Божия в Церкви) — рукотворенное. Мы не можем с этим согласиться. В Церкви действует Сам Господь Духом Своим Святым через Свои нетварные энергии. Дыханием Духа в Пятидестницу Господь через апостолов сообщил всей Церкви Жизнь. Всё, что в Церкви есть, всё это живо Духом Святым и Им созидается.
Свт. Григорий всю свою жизнь посвятил доказательствам жизни Духа в Церкви.
Уже позднее прп. Серафим Саровский скажет Мотовилову, что цель христианской жизни — есть стяжание Духа Святаго. Мотовилов при этом спросил старца, в чём смысл и цель нашей жизни? Батюшка Серафим ответил, что тот, видимо, уже спрашивал многих, и они отвечали, что не стоит лезть в непознаваемое! А сам прп. Серафим называет пост и молитву вещами второстепенными, главное же — стяжание Духа Святаго. Что это значит? Всё, что мы делаем в Церкви — мы делаем ради Господа. Не ради поста, не ради молитвы, не ради того, чтобы даже стать лучше, а только ради Господа! Господь впереди всего.
Почему же свт. Григорий столько сил положил, доказывая правоту православного учения? Потому что великий грех — думать о Боге неправильно. Православное учение в лице свт. Григория и св. Серафима говорит, что Господь не где-то далеко, а Он здесь, Он в этом мире. Он — Первообраз, а мы — образ. Образ всегда стремится к Первообразу.
Жизнь Духа Святого в Церкви — это тот Нетварный Свет первого дня. Господь говорит о Себе, что Он — Свет. Свет — это имя Божие. Всё Евангелие от Иоанна говорит о противопоставлении Света и тьмы. Мы с вами, стоя здесь, имеем свой, пусть и маленький, опыт богообщения. Конечно, Свет этот нетварный, он недоступен чувствам, но его может открыть нам Господь.
Интересно, что то, что отстаивал свт. Григорий, закрепилось в Предании. Великим постом мы максимально оставляем плотские попечения и наш маленький опыт обогощается Богом, реально присутствующим в Церкви. В эти дни мы вспоминаем память святителя и выраженное им православное учение.
Свящ. Сергий Сиротин, проповедь в неделю свт. Григория Паламы
12/03/2023