«Лествица» не потеряла своей актуальности!
Сегодня память святого преп. Иоанна Лествичника, автора одного из величайших христианских памятников — «Лествицы». Эта книга получила широчайшее распространение ещё в древности, сохранилось множество её списков. Славянский язык знает её с Х века, а это значит, что наш народ буквально с самой крещальной купели назидался «Лествицей».
Праздование преп. Иоанна в четвёртую неделю Поста тоже не случайно. Пост — это тоже своеобразная лествица восхождения от силы в силу. Пост развивается постепенно: на первой седмице мы читали канон преп. Андрея Критского, деля его на четыре части, а на седмице Иоанна Лествичника мы прочитаем его целиком на Мариино стояние.
Прообраз лествицы присутствует в Священном Писании. Иаков видел в тонком сне лестницу, основание которой было на земле, а простиралась она в высоту, на Небо, и ангелы Божии сходили и нисходили по ней. Мы читаем «блаженны» на Литургии, где тоже просматривается идея восхождения. Апостол Пётр в своём послании излагает лествицу добродетелей, как из одной добродетели рождаются другие.
Когда зародилось монашество, как невозможность быть в миру и желание полностью отдать себя Господу, то идея лествицы так же жила и укреплялась среди монашествующих: как человеку, будучи обременённому смертным телом, страстями, тленной природой, можно было бы взойти по лестнице на Небо?
Идея «Лествицы» в том, что она имеет множество ступеней и чем выше ступень, тем человеку становится труднее, хотя казалось бы, всё наоборот, сложнее новоначальному. Но преп. Иоанн пишет, что, когда человек находится в начале восхождения, Господь даёт ему благодать и силы, чтобы он сразу не отпал, но чтобы утвердить его в начальном подвиге.
Сейчас нам может показаться, что книга эта от нас удалена. Какие мы монахи? Какие у нас подвиги? Но это не так. Преп. Иоанн пишет об удалении от мира, о борьбе со страстями, об ущемлении чрева, о покаянии. И сейчас это актуально! Мы же видим, какой мир вокруг нас. Церковный человек безусловно должен удаляться от него. Не обязательно физически удаляться, но духовно ставить преграду между собой и внешним языческим, непотребным, блудным миром необходимо. Христианин, если он с этим миром сочетается, то какой он христианин?.. Поэтому книга «Лествица» сейчас так же полезна, как и в былые времена, так же назидательна.
Преподобный пишет, что Господь призывает всех людей одинаково. Господь благомилостив и нелицеприятен. Но человек по отношению к Богу свободен и выбирает сам, как он придёт к Нему. Придёт, как верный раб? Придёт, как возлюбивший Господа Иисуса Христа? Или придёт, как человек непотребный, отвергающий Христа и Его заповеди?
С этого и начинается эта книга. Она для того, кто видит во Христе Спасителя мира и желает своей душе спасения.
Очень подробно Преподобный пишет о тех вещах, к которым мы, казалось бы, привыкли. Мы часто говорим о смирении, о молитве, но с какой глубиной и знанием пишет автор «Лествицы»!
Мы привыкли воспринимать всё поверхностно. Нам кажется, что, ходя на исповедь, мы должны легко стать лучше, а у нас всё одно и то же. Но у монаха, который 40 лет живёт в монастыре, тоже всё одно и то же. Он тоже по «Лествице» учится, как спасаться от уныния, например. Откуда оно берётся и как развивается. Добродетели и страсти между собой связаны, добродетель помогает бороться со страстью. Когда человек поднимается всё выше и выше, падшие умы, духи лукавые продолжают искушать человека. Есть икона Лествицы, где изображены восходящие монахи, а некоторые падают, даже и с верхних ступеней, потому что искусились.
Чем выше — тем тяжелее. Умы падшие пытаются всячески человеку помешать. И если человек не имеет твёрдого упования, твёрдого убеждения, твёрдой веры, духовника, если человек не твёрд в своих путях, сомневается, как ему поступать, то ему совсем тяжело удержаться на этой лестнице.
Умы падшие, проникая в сознание человека, коверкают правильное и хорошее. Например, сновидения. Человек во сне может увидеть будущее, но возгордиться этим знанием и тогда всё погибло.
Преп. Иоанн много внимания уделяет вещам практическим. Например, пище: что такое чрево и как с ним обращаться. Пишет, что до самой могилы этот господин-чрево алчет, жаждет и мучит человека.
Будем назидаться этой книгой, которая совершенно не потеряла своей актуальности! Кто не читал её, обязательно прочитайте, кто читал — перечитывайте её много раз, вдумываясь и сравнивая свою жизнь с тем, что пишет Преподобный. Это совершенно необходимо нам, как христианам!
Свящ. Сергий Сиротин, проповедь в неделю преп. Иоанна Лествичника,
26/03/2023
Предлагаем несколько отрывков из «Лествицы» к прочтению:
- Если бы земной царь позвал нас и пожелал бы нас поставить в служение пред лицем своим; мы не стали бы медлить, не извинялись бы, но оставив все, усердно поспешили бы к нему. Будем же внимать себе, чтобы когда Царь царствующих и Господь господствующих и Бог богов зовет нас к небесному сему чину, не отказаться по лености и малодушию, и на великом суде Его не явиться безответными. Может ходить и тот, кто связан узами житейских дел и попечений, но неудобно; ибо часто и те ходят, у которых железные оковы на ногах: но они много претыкаются, и получают от этого язвы. Человек неженатый, а только делами связанный в мире, подобен имеющему оковы на одних руках; а потому, когда он ни пожелает, может невозбранно прибегнуть к монашескому житию; женатый же подобен имеющему оковы и на руках и на ногах.
- Будем внимать себе, чтобы, думая идти узким и тесным путем, в самом деле не блуждать по пространному и широкому. Узкий путь будет тебе показан утеснением чрева, всенощным стоянием, умеренным питием воды, скудостью хлеба, чистительным питием бесчестия, принятием укоризн, осмеяний, ругательств, отсечением своей воли, терпением оскорблений, безропотным перенесением презрения и тяготы досаждений, когда будешь обижен – терпеть мужественно; когда на тебя клевещут – не негодовать; когда уничижают – не гневаться; когда осуждают – смиряться. – «Блаженны ходящие стезями показанного здесь пути, яко тех есть царство небесное» (Мф.5:3–12).
- Странничество есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию. Странничество есть не дерзновенный нрав, неведомая премудрость, необъявляемое знание, утаиваемая жизнь, невидимое намерение, необнаруживаемый помысл, хотение уничижения, желание тесноты, путь к Божественному вожделению, обилие любви, отречение от тщеславия, молчания глубины.
- Да будет отцем твоим тот, кто может и хочет потрудиться с тобою для свержения бремени твоих грехов; а материю – умиление, которое может омыть тебя от скверны; братом – сотрудник и соревнитель в стремлении к горнему; сожительницу неразлучную стяжи память смерти; любезными чадами твоими да будут сердечные воздыхания; рабом да будет тебе тело твое, а друзей приобретай в небесных силах, которые во время исхода души могут быть полезными для тебя, если будут твоими друзьями. «Сей есть род (т. е. сродство) ищущих Господа» (Пс.23:6).
- Сновидение есть движение ума при недвижности тела. Мечтание есть обман очей в усыплении мысли. Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет.
- Причина, по которой мы после предшествовавшего слова решились говорить о сновидениях, очевидна.
- Когда мы, ради Господа, оставив свои домы и родственников, предаем себя отшельнической жизни из любви к Богу: тогда бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих. Посему кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее.
- Бесы тщеславия – пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть.
- Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое; или наоборот, послушание есть умервщление членов телесных при живом уме. Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь чуждая любопытства, беспечалие в бедах, неуготовляемое пред Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения… Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни во мнимо худом; ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил душу его20. Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения.
- Отцы псалмопение называют оружием, молитву стеною, непорочные слезы умывальницею, а блаженное послушание назвали исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа.
- Когда я однажды сидел за трапезою с великим сим настоятелем, он приклонил святые уста свои к моему уху, и сказал: «Хочешь ли я покажу тебе в глубочайшей седине Божественное мудрование?» Я просил его об этом, и преподобный отец позвал от второй трапезы инока, по имени Лаврентия, который около сорока восьми лет жил в той обители, и был вторым соборным пресвитером. Он пришел и, поклонившись игумену до земли, принял от него благословение. Но когда встал, то игумен ничего не сказал ему, а оставил его стоять перед трапезою не евши; обед же только начинался. Так он стоял с час, или два, и мне стало уже стыдно взглянуть на лицо сего делателя; ибо он был совершенно седой, имея уже восьмидесятый год от роду. Он стоял таким образом, без привета и ответа, пока обед не кончился; а когда встали, то преподобный послал его к вышеупомянутому великому Исидору сказать ему начало тридцать девятого псалма (Пс.39:2).