Проповеди

«Нам нужно стать как Мария, которая понимала, что без этих страданий невозможно покаяние»

Мы читали сегодня Евангелие, расказывающее о беседе Христа с учениками по дороге в Иерусалим. Господь говорит о Своих грядущих страданиях. И какова реакция учеников? Вместо того, чтобы попытаяться разделить со Спасителем Его страдания, они просят Его посадить одного по правую, а другого по левую стороны в славе Его.

Удивителен Господь! Скоро настанут Страсти — суд миру сему, а Господь продолжает быть кротким и молчаливым. Он не сказал ученикам на их просьбу: «Идите от Меня, вы ничего не понимаете в Моём учении». Господь кроток, Он продолжает оставаться Тем, Кто Он есть, продолжает любить Своих учеников, продолжает им объяснять: прежде, чем войти в славу Господина Своего, нужно потерпеть, понести страдание. И ещё говорит им: народами владеют с помощью силы их князья и господа, но «у вас да не будет так, кто хочет быть первым, тот пусть будет всем слугою». Этот удивительный христианский принцип Господь Сам в Себе воплотил, Он Сам всем был слугой, Он умыл ноги ученикам, пострадал за нас, грешных. В этих словах Господь говорит о Себе Самом — Он кроток, и Он должен над нами главенствовать. Ведь над нами кто хочет, тот и главенствует, наш разум принадлежит кому угодно, только не Господу. Наши бесконечные помыслы, бесконечные страсти. Мы постоянно забываем, кто мы и где находимся. Нам сейчас, как и ученикам, нужно идти в Иерусалим, не важно, где он при этом находится, ведь страсти и Страдания Господни будут те же самые. Мы сегодня выйдем из храма и снова забудем, кто наш Господин, опять увлечёмся суетой и предадимся нашим постыдным и страстным желаниям, помышлениям.

В качестве назидания Господь даёт нам сегодня преподобную Марию Египетскую.

Те подвиги, которые она понесла в пустыни, недоступны были ей по естеству, ведь она — слабая, хрупкая женщина. Но любовь ко Христу, стремление духа преобразили это естество, и она понесла то, что и мужам было не под силу. В житии сравниваются старец Зосима и Мария, и насколько сильнее оказалась она вместе с Господом!

Мы должны принести покаяние. У нас осталось совсем немного времени Поста, всего неделя, на Страстной каяться уже поздно, там нужно быть с Господом, быть у Его Креста. Пусть каждый из нас, кто знает, в чём он должен покаяться, начнёт это делать.

Кто не знает, пусть спросит Господа, чтобы Он открыл, в чём нужно сокрушить своё сердце, сокрушить свой разум, впустить в разум Господа, чтобы Господь был там Владыкой, а не кто-то другой.

Осталась всего одна неделя, чтобы совершилось в нас покаяние. Преп. Иоанн Лествичник говорит, что пост — это утеснение чрева. Вот, если мы ещё не начали поститься, если жалели себя, если эти святые дни Четыредесятницы провели праздно, нерадиво, то наступающую неделю ещё можем провести с пользой. Преподобная Мария нам здесь в помощь. Она уходит в пустыню, где 17 лет проводит в постоянных борениях. Вот ученики в сегодняшнем Евангелии хотели славы и не хотели страдания, Мария же восприняла страдание, а потом уже вошла во славу.

Страдания эти были настолько велики, настолько трудны… 17 лет она повергалась на землю и лежала, борясь со страстными помыслами, борясь с другим господином, который хотел ею владеть, но она старалась сохранить верность Христу. 17 лет это продолжалась! Но и по прошествии их она не ушла из пустыни! Ведь могла бы, ведь наступила тишина после этих тяжелейших лет сражения в своей душе, ведь можно было перейти Иордан и не жить больше в холоде, без еды, без одежды, среди диких зверей… Но она не уходит, она остаётся в пустыни. Почему? Потому что там Тот, Кому она обещалась, Тот, Кого она возлюбила, Тот, Кто её истинный Господин.

Когда человек падает, то падает ниже естественного состояния человеческого. А святая Мария в своём покаянии поднялась выше естества: поднималась на воздухе, переходила по воде.

Преподобной Марии посвящено сегодняшнее Евангелие о блуднице. Снова сравнение и противопоставление фарисея, который думал о себе, как о праведнике и эта женщина, блудница. Она подошла сзади, она даже не дерзнула подойти ко Христу вплотную. Слёзы капали и власами она отирала ноги Христа. Симон фарисей думал, что это он всё видит, что это он может на кого угодно вешать ярлыки (а ведь это и нам тоже свойственно, у нас взгляд Симона фарисея на окружающих, мы всех видим грешными, а себя — весьма здоровыми). Он и Христа осудил («если бы был пророк, то знал бы, что за женщина подошла к Нему»). И Господь показал ему, что Он пророк, Он рассказал, кто эта женщина, как она себя повела и почему ей прощаются грехи. Потому что она много возлюбила. Господь видит её жизнь, видел жизнь самарянки, видит и наши жизни. Мы перед Господом в неоплатном долгу, такова величина наших грехов. И только милосердием и милостью Божией они сгладятся и исчезнут. И блудница это поняла, а Симон — нет.

«Мытари и блудницы встречают нас в Царствии Божием», — говорит Господь. Это страшно. Ведь мы с вами не мытари и не блудницы, но они нас встречают в Царствии Божием, потому что у них больше покаяния.

Будем и мы стремиться к покаянию, чтобы Страстная Седмица стала по-настоящему Страстной.

В Евангелии сказано, что ученики шли за Христом со страхом и ужасом. Они боялись грядущих страданий и испытаний, не понимали, что происходит. Нам нужно с вами занять место не с сегодняшними учениками, которые ужасаются и думают, как им занять место в славе Господней, а не в Его страдании. Нам нужно стать как Мария, которая понимала, что без этих страданий, без этих страшных 17 лет невозможно покаяние.

У нас осталась одна неделя. Дай нам, Господи, провести эту неделю, как та блудница в доме Симона, как святая Мария Египетская. Пусть каждый просит Господа дать нам ту меру покаяния, которая нам нужна. И Господь обязательно даст, обязательно подскажет. Не потому, что он требователен, а потому что он Самый малый, как Он Сам сегодня говорит, а потому над нами может главенствовать.

 

Свящ. Сергий Сиротин, проповедь в неделю Марии Египетской

2/04/2023

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button