«Женщина — первый рубеж обороны»
В каждом слове Писания Господь даёт нам смыслы. Их важно не только понимать, но и принимать. Важно их причащаться, то есть становиться их частью.
Третье пасхальное воскресенье Господь предлагает нам осмыслить как праздник жён-мироносиц и двух мужей — Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных учеников Христа.
День жён-мироносиц — это своеобразный праздник женщин в Церкви. И праздник этот очень важен!
У женщины в этом мире, в этом бытии очень ответственная миссия. Женщина, так уж сложилось, находится на переднем рубеже обороны. Что это значит? Значит это, что если диавол победит женщину, то он окажется в нашем тылу. А в тылу воевать не с кем. Все великие события в Священном Писании начинаются с женщины. Падение началось с Евы. Но и восстановление человека, дарование ему свободы от греха началось с Богородицы.
Первые, кто пришёл на гроб — были женщины. Апостолы были испуганы, а женщины, слабые по естеству, оказались на тот момент сильнее. Эта их ревность, бесстрашие, это их чувство (именно чувство, ведь они не знали о Воскресении) стали отличием женского служения в Церкви.
У этого служения масса имён. Самое яркое для нас, наверное — Елизавета Фёдоровна, которая всей жизнью и смертью послужила Господу. Она — прекрасный пример жизни женщины в Церкви. Честное супружество, целомудрие, несение своего подвига. Диавол не прошёл этот рубеж! Не смог он сломить её ненавистью к убийце своего мужа, разорванные бомбой останки которого она сама собирала со снега. Он не сломил её жёсткостью и жестокостью. Наоборот, ещё больше милосердия появилось в ней: она открывает обитель милосердия и всю оставшуюся жизнь служит именно милосердию. Всё зло, которое диавол пытался в неё вложить, обернулось добром. Даже и в смерти своей она осталась милосердной: лёжа на уступе шахты, куда её и других узников сбросили бесноватые, обезумевшие от ненависти люди, она в последние мгновения своей жизни перевязывала раны ближнему, пела Херувимскую песнь и пальцы её замерли в крестном знамении. Даже в смерти она была верна Христу. А это и есть первое условие защиты рубежа — быть верным Христу.
Господь часто мужчинам показывает пример женского подвига. Вспомните, как совсем недавно мы читали житие Марии Египетской. Авва Зосима спрашивал Господа: «Кто ещё потрудился так, как я?» И Господь показал ему немощную женщину, высота подвига которой была недоступна Зосиме даже во сне! И подвига святой Марии хватило и ей самой, и авве Зосиме и многим другим.
Высоко значение женщины в мире. Но и очень ответственно. Женщина прежде всего мама. Если женщина об этом забывает, эту свою способность попирает, то это беда. Если женщина пытается уподобиться мужчине, ищет равноправия — это беда. Мужчина должен быть мужчиной, а женщина должна быть женщиной. Когда женщина вместо тепла и нежности пытается уподобиться хищнице (это часто видно по рекламе) — это страшно. Не случайно ведь реклама изобилует образами женщины то с хищным взглядом, то полуобнажённой — диавол постоянно пытается сломить именно этот рубеж, чтобы мы сами его сломали, отведя женщине совершенно не её роль.
Сегодня память ещё двух человек, которые оказали огромное влияние на всех нас. Иосиф Аримафейский, благообразный советник, и Никодим — тайный ученик Спасителя. Когда бояться было уже нечего, когда всё уже произошло, Иосиф приходит к Пилату и, видимо, с помощью подкупа забирает тело Христа.
А дальше происходит то, что совершается на каждой Литургии — снятие с Креста, обвитие плащаницей, положение во гроб. Это событие Великого входа на Литургии, когда священники и диаконы чашу и дискос переносят с Жертвенника на Престол. Мы каждую Литургию вспоминаем Иосифа Аримафейского, читая на Великом входе тропарь Великой Субботы «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив…». В этом образе — Иосифа и Никодима — видится предзнаменование священнического служения.
Если замечательная книга Бориса Ширяева «Неугасимая лампада». В этой книге, рассказывающей о СЛОНе, Соловецком лагере особого назначения, есть глава «Утешительный поп». В какой-то праздник батюшка служил в бараке. Пели Херувимскую, когда ворвались охранники. Конечно, служить было запрещено. Все разбежались, остался только батюшка у самодельного престола, Чаши, дискоса. Почему он остался? Это момент, когда прервать Литургию уже нельзя по уставу, и батюшка — «утешительный поп», как называли его на Соловках — уподобился Иосифу и Никодиму. Чего уже бояться? Уже всё случилось, уже сняли тело Господа с креста. Батюшка дослужил службу, и его отправили в штраф-изолятор на Секирную гору, где он и умер.