Для христианской империи война на два фронта — норма. Но удар в спину всегда страшен.
Наша история — не совсем обычная. Наверное, очень трудно, а то и невозможно понять нас иностранцу..!
Но мы про себя должны знать, кто мы есть. Мы — наследники Византии. Мы — наследники идеи Третьего Рима.
Вспомним историю Византии. Для неё военное положение было нормой. Святой Константин Великий, который узаконил христианство, сразу столкнулся с внутренними нестроениями, войны с варварами же просто получил как данность, как наследие Римской Империи. И он воевал на два фронта. А в Церкви, Которую он сделал государственной, началась страшнейшая арианская ересь. Христиане, только вышедшие из катакомб, только пережившие лютые гонения, не могли договориться между собой в мирное, казалось бы, время.
А история Русского государства? Вспомним Смутное время, когда Россия, как государство, практически перестала существовать: Семибоярщина, два Лжедмитрия на престоле, польские войска заняли почти всю Россию — уже Кинешма была сожжена, Троице-Сергиева Лавра несколько лет была в осаде… Но тогда, вы помните, народ русский объединился под знаменем Господа и Его Пречистой Матери, и сумел восстановить в себе те силы, которые дал Господь народу как личности.
Сейчас эти наши обидные неудачи, когда свои же люди не могут договориться, или их захлёстывают эмоции настолько, что всё равно, где истина, надеюсь, послужат нам в указание и во спасение.
Многие из нас не могут пойти воевать. Но это не повод отворачиваться. Наоборот. Ситуация, теперь это совсем очевидно, требует нашего прямого посильного вмешательства и участия. Каждому на своём месте. Это и есть всеобщая мобилизация: когда каждый на своём месте работает для государства и для своего народа.
Вот сегодня мы совершали память святой Анны Кашинской. Читали её страшное житие. Слышали ли мы что-либо страшнее её жизни, полной лишений и скорбей? Но святая Анна сохранила твёрдость и веру, став оплотом для Тверской земли, а позже и для всей Руси. Есть свидетельства, как святая мать Анна являлась войнам во время Великой Отечественной, укрепляя и ободряя их.
Сейчас мы споём вместе акафист всем Русским святым с мольбой о заступничестве, укреплении и направлении нас, их потомков. Этот акафист очень красив. В нём мало слов, но много имён, и он похож этим на первую главу Евангелия от Матфея, где апостол перечисляет предков Христа по плоти, Его родословие. Так вот этот акафист — наше родословие.
Сейчас мы, находясь перед лицом внешнего врага, ещё и имеем опасность разделиться сами в себе. Помолимся нашим святым, нашим родным, некоторые из которых совсем недавние наши предки — новомученики и исповедники земли Русской. Попросим их помочь нам не утратить внутреннего единства. Если мы будем едины, то никто нас не одолеет. Не может быть сейчас правых и левых, не может быть сторонников разных идей политического устройства — всё это второстепенно сейчас. Сейчас есть только наша земля, которую мы получили в наследство, данная нам Богом, и мы обязаны сохранить её в целостности.
Свящ. Сергий Сиротин
воскресная проповедь 25 июня 2023 г.