Сегодня мы читали притчу о виноградарях, которых, насадивший виноградник Господь призвал на служение, возделывание его. Когда пришло время плодов, Господь послал Своих рабов… «Иных прогнали, иных избили, иных убили» виноградари. Послал Господь Сына Своего и Его убили, желая завладеть тем виноградником.
Первым виноградником, который Господь насадил для человека, был рай. В раю человек так же был призван возделывать его и отдавать плоды Господу, но плоды не материальные, а плоды богообщения. Адам, например, нарекал имена животным, то есть отдавал Богу разумное, свой логос, был соработником Богу в раю. Но не удержался Адам в тех границах, которые поставил Господь человеку, пустил извне змея и пал.
Падение повлекло за собой новые условия жизни человеческой. Изменился виноградник: он произрастил терние, волчцы. Но Господь не забрал у человека богообщение. Оно стало не таким непосредственным, каким было в раю, но Господь дал человеку богослужение (сначала это были жертвоприношения).
Но человек утратил и эту возможность богообщения через жертву. Стал уклоняться в разные идолослужения, тем самым снова разрушая этот виноградник.
Господь дал человеку закон, дал пророков, чтобы оградить его, чтобы возделывался виноградник. Но человек по-прежнему изгонял от себя и закон, и пророков.
Наконец послал Господь Сына Своего. В этом есть новое творение этого виноградника, творение новых границ жизни человека. Ведь границы жизни в Боге, в Церкви должны быть! Но человек остался тем же, кем он был. Не пожелал он оставить в себе ветхого человека. Мало того, что Сына убил, но и оставленное Сыном растратил. Уже люди нового времени, люди модерна теряют связь с Церковью и с Господом, рушат тот виноградник, который посадил Господь.
Самое страшное, что убийство Сына продолжается до сих пор разными способами. Самый страшный из них — это идолослужение. Оно бывает разных форм: человек может служить чему угодно, только не истинному Богу.
Процитируем святителя Иустина Поповича:
«Люди как работники в винограднике настолько обезбожились, что ничего Божиего не видят и не признают ни в мире, винограднике Божием, ни в посланниках Божиих: пророках, апостолах, святых, праведниках. Больше того, они даже и в Сыне Божием не видят и не признают Бога, несмотря на то, что Он – живое, земное, человеческое воплощение Бога невидимого, воплощение Бога: Бог – явленный и объявленный во всей полноте Своей как человек. И на самом деле, люди разными способами убивают Сына Божия в себе в окружающем их мире, и Его собственность, Его наследие провозглашают своим. Учитель убивает в ученике Сына Божия, когда учит его безверию; судья – в подсудимом, когда его судит не по правде; ученый – в студенте, когда утвеждает, что мир возник сам по себе; священник – в прихожанах, когда живет – неевангельски; государственный деятель – в подданных, когда не управляет по Божиим законам; безбожник, когда силой навязывает свое безбожие; богоборец – когда соблазняет простых и наивных. И еще: убивают Сына Божия и слуг Божиих те, кто провозглашает стихии природы самостоятельными и самовозникшими, отрицая за ними всякую Божественную целенаправленность в существовании и деятельности».
Преподобный показывает, как каждый на своём месте может быть убийцей Сына Божия.
Притча эта многоуровневая. Мы можем рассмотреть её, как сейчас, о всём творении Божием. Можем взять более узкий пласт, рассматривая виноградник как страну, которую дал Господь какому-то народу, и народ обязан принести Господину плоды. Так ли мы относимся к своему Отечеству? Готовы ли мы предстать на Суд с плодами этими? Или мы, скорее, наёмники и плоды от земли, которую дал нам Бог, пытаемся использовать лукаво?..
Можем рассмотреть эту притчу в контексте взаимоотношений Бога и семьи. Каждая ли семья пускает Господа в свои отношения? Готов ли глава семьи поделиться с Господом всем, что имеет и отдать Ему истинные плоды? Или мы думаем скорее: «Моя семья — это моя семья. А Богу, который создал меня, здесь не место»…
Сегодня мы празднуем память св. Марфы Дивеевской. Она прославлена в лике преподобных, она была схимонахиней, но ей было всего 19 лет. Будучи 13-летней девушкой она оставила всё и последовала за преп. Серафимом. Святой Серафим был сотаинником Божиим, и он тайны свои доверял этой юной девушке, монахине Марфе.
А как бы мы сейчас восприняли такого человека? Дали бы мы ему жить?! Или сказали бы, что это безумие, что это невозможно, что девушка должна жить иначе, обязательно закончить институт, например, и тому подобное? Есть ли место Богу в жизни наших детей? Так ли мы их воспитываем?
*В нашем храме есть частица мощей преп. Марфы Дивеевской в иконе свв. Дивеевских жён.
Свящ. Сергий Сиротин
проповедь на притчу о злых виноградарях
3/09/2023