Проповеди

«Благодарение — производная любви»

Прокажённые, о которых говорит сегодняшнее Евангелие — это люди, больные тяжёлой формой болезни, называемой лепра. Человек уже как бы и не живой, лишь слегка теплится в нём жизнь. Но в Древнем Израиле под слово «проказа» подпадали и другие кожные недуги, не столь тяжёлые. Однако, и эти люди считались нечистыми, отверженными. При виде людей, они должны были громко кричать: «Нечист! Нечист!».
Сегодняшние болящие пришли к Господу, прося об исцелении. Евангелие напоминает нам, Кто истинный Целитель, к Кому в конечном счёте нужно обратиться с покаянием и мольбой о прощении и исцелении. Безусловно, доктора делают свою работу, но важна духовная составляющая болезни и исцеления.

Поблагодарить же Исцелителя вернулся только один.

И тот был самарянин, почитаемый иудеями как неверный. Общения между самарянами и иудеями не было.
Благодарение было всегда, это одна из форм молитвы, формы взаимоотношений Бога и человека. Ещё праотцы Авраам, Исаак, Иаков, Ной ставили жертвенники Богу и благодарили. Царь Давид благодарит Бога в своих псалмах. Мы поём на службах его хвалитные псалмы.
Безусловно, Господь не нуждается в наших благодарениях. Он не станет от этого более всемогущим или более благим. Но Господь принимает от нас эти благодарения и в ответ даёт нам благодать Свою.
Наверное, благодарением должно было закончиться и райское состояние человека, когда человек, став Церковью, приобретя жену, полюбив другую личность, должен был полюбить Бога. И, конечно, благодарить Его. Ведь рай — это храм. Его топография была такой же, как устройство храма. Самое главное таинство Церкви — благодарение (Евхаристия).
Процитирую небольшую часть анафоры свт. Иоанна Златоуста (а он, в свою очередь редактировал более древний текст анафоры, ещё апостольских времён) — евхаристической молитвы, читаемой священником как бы от всего народа.
«Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити,Тя хвалити, Тя благодарити и Тебе покланятися во всяком месте владычиствия Твоего… Ты бо еси Бог неизреченен, невидим, непостижим… присно Сый, такожде Сый Ты и Единородный Твой Сын. Ты от небытия в бытие нас привел еси».

Мы благодарим Бога за ту жизнь, которую Он нам дал. Это не формальные слова, потому что немало людей, считают несчастьем для себя своё нахождение в этом мире.

«И отпадшия возставил еси и не отступил еси вся творя дондеже нас на небо возвел еси, царство Твое даровал еси будущее»
Мы благодарим Бога за то, что будет! Оксюморон. Нельзя даровать будущее. Его можно ждать, можно верить, можно надеяться. Но Господь нам уже даровал Своё Царство и за это мы благодарим Бога.
«О сих всех благодарим Тя и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святаго, их же вемы, их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниях, бывших о нас».
Чаще всего люди благодарят о явных вещах: исцелился, получил просимое. Но Господь благодействует нам постоянно, всегда. Господь насыщает и питает нас, давая нам тех или иных людей, направляя нашу жизнь, посылая даже болезни, скорби, страдания, испытания. Часто и они бывают на пользу человеку.
Кто-то из отцов писал, что если человек благодарит Господа только за благодеяния, то он неверующий! Страданием мы укрепляем веру, восходя от силы в силу.
Ежедневно в Церкви, кроме небольшого времени Великого поста, когда Литургия совершается не ежедневно, возносится эта молитва благодарения, где мы благодарим Бога о нашем бытии, о будущем Царстве, которое нам Господь уже даровал, благодарим за всё явное и неявное.
Благодарение — производная любви. Если человек любит, он всегда будет благодарить. И, напротив, как труден человек неблагодарный…
Благодарение — это вера. «Иди, вера твоя спасла тебя», — говорит Господь сегодняшнему самарянину. Господь не ругает непришедших поблагодарить. Как кроток Господь! Господь пришедшему не говорит, что тот обязан кланяться Ему. «Вера твоя спасла тебя». Как благороден Господь!
И апостол Павел сегодня начинает с благодарения. Это слово вообще часто встречается в его посланиях.
«Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано;
и Он есть прежде всего, и все Им стои́т.
И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство».

Свящ. Сергий Сиротин

воскресная проповедь 17/12/2023

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button