«Каждый должен использовать свой дар в помощь ближнем»
«Продай имение твое и всё, что имеешь, отдай нищим. И будешь иметь сокровище твое на Небесах», — говорит сегодня Господь богатому юноше, желающему наследовать жизнь вечную.
Человек тот «сохранил все заповеди от юности» и спрашивал, чего же ещё ему не достаёт. Услышав ответ Спасителя, он отошёл от Него, опечалившись…
Ученикам же Господь комментирует: трудно богатому спастись, но уточняет, что Богу всё возможно.
Богатый юноша все заповеди соблюдает… Но если бы это было так, если бы он со всей, свойственной заповедям глубиной, сохранил их, то отдать всё имущество для него не составило бы труда.
Внешнее сохранение заповедей — это одно, и мы знаем много тому примеров из Евангелия. Совсем скоро мы будем читать притчу о мытаре и фарисее, где говорится как раз об этом, о внешнем соблюдении заповедей.
Мы и сами часто такие. Если ходим по воскресеньям в храм, исповедуемся и причащаемся, то всё уже вроде как и сделали, уже всё соблюли.
Но так ли мы углубились в смысл заповедей, в их глубину?
Сегодня читали житие двух преподобных отцов: преп. Антония и преп. Павла. Они, проведя много лет в пустыне, не считали себя самыми лучшими монахами, а если помысл такой и случался, то человеколюбивый Господь показывал, что есть и бОльшие подвижники на земле.
И юноше Господь показал, что ещё не всё он соблюл, не до конца вник в смысл заповедей.
Мы тоже должны себя испытывать, как мы относимся к заповедям. Ведь и на нас чуть-чуть поднажми, и сразу всё наше «христианство», увы, в данном случае, в кавычках, становится очевидным.
«Иди и раздай. Не можешь? Давай тогда вернёмся к началу, к азам, к заповедям».
Господь в Нагорной проповеди уточняет, даёт ясно понять глубинный смысл Декалога, 10 заповедей. Смотрящий на женщину с вожделением уже прелюбодействует. Гневающийся уже убивает. Не любящий ближнего как может полюбить Бога? Если богатый не может помочь нищему, то богатство это обладает человеком. И так далее.
Вместе с тем нельзя вынести из Евангелия смысл, будто богатые не спасутся и заведомо пропащие люди. Евангелие — вовсе не манифест социального равенства, а Христос — не «первый социалист», как Его дерзают называть люди поверхностные.
Писание знает немало богатых праведных людей. Авраам был богат по меркам того времени, но отдал бы всё и последовал бы за Господом, он и следовал, не раздумывая. Господь звал — Авраам шёл. Ной был богат, но шёл на зов Бога. Иов был богат но, потеряв всё, не возроптал на Творца, а остался Ему верен и в болезни и в бедности. Иосиф Аримафейский, который погребал Христа и отдал свой гроб Ему, был богат. Многие жития святых отцов, князей, преподобных, мучеников и мучениц начинаются со слов: «происходил (-ла) из богатого и знатного рода». Но и они оставляли всё, следуя за Господом.
Богатство не является препятствием ко спасению, как и бедность не является источником праведности. Есть и бедные — гордые и заносчивые, обиженные на Бога за свою бедность.
Дело в том, как человек использует данное ему от Господа. Будь то богатство, учёность, здоровье. Каждый должен использовать свой дар в помощь ближнему. Если ты здоров — помоги больному. Если богат — нищему. Если учён — помоги научиться другому. Если знатен — не превозносись, а поддержи того, кто ниже тебя по происхождению.
Свящ. Сергий Сиротин
проповедь на воскресной Литургии
28/01/2024