Проповеди

«Нужно не просто решиться, ещё нужно пройти путь»

Два сына в этой притче — это образ одного человека. В нас с вами есть то, что стремится к Богу. То, что приводит нас в храм. То, что даёт нам силы и возможность молиться, приступать к таинствам. И есть то, что постоянно стремится разделиться, забрать у Бога «своё» и уйти «на страну далече». Мы привыкаем жить в этой раздвоенной жизни. Мы падаем и вновь встаём. В притче Господь принимает сына единожды, а в наших жизнях Он принимает нас постоянно, ибо Он жалеет Своё создание.

Ещё в первородном грехе мы вкусили сладость греха, потому идея уйти «на страну далече» в нас загорается регулярно. Каждый это делает своими способами. У кого-то это распутные, блудные поступки, у кого-то сребролюбие, гордость, тщеславие, гнев…

Песнопение, которое мы вчера спели первый раз — «На реках Вавилонских» — тоже о покаянии. Оно о людях, которые вследствие своих грехов удалились на страну далече, в страну Вавилонскую (символичный образ), теперь сидят на реках, поют сионские песни и плачут. Конец этого песнопения звучит жестоко: «имать и разбиет младенцы твоя о камень». Образ страшный, но верный.

Мы так привыкаем к нашим страстям и похотям, они становятся для нас как младенцы — пухленькие, хорошенькие, только руку протяни, и вся их нежность будет у нас. Псалмопевец, автор этих сток, сравнивает страсть, отпадение, уход «на страну далече» с младенцами.

Наша задача в очередной раз — разбить этого «младенца» и обратиться к добрым помыслам. Воссоединиться со своим братом, обрести цельность, целомудрие. Попытаться научиться жить в дому Господнем. Каждый раз после исповеди и причастия Господь возвращает нас в ту точку, после которой мы пошли не туда. Но грех прародителей и наш собственный греховный опыт зовёт нас опять в бездну. Попытаемся его не слышать!

Возвращение снова и снова, наверное, ещё сложнее, чем возвращение в лоно Отца первый раз. Когда человек приходит от своего дна, до которого он упал, первый раз, Господь по милости Своей даёт ему всю полноту благодати. Таковых примеров очень много. Например, св. Силуан Афонский. Он жил достаточно свободно, а когда обратился к Богу, то Господь дал ему колоссальную благодать. Первые афонские годы он молился, видел и созерцал, пока не оказался прельщённым, отчего отпал от этой первичной благодати. Чтобы вернуться обратно, ему понадобились на годы!

Св. Никита Новгородский. Стал отшельником в молодые годы, хотя отцы ему не советовали. Он выучил весь Ветхий Завет наизусть и цитировал его, впал в бесовскую прелесть. Когда его вывели из его затвора, то он и буквы-то позабыл и говорить учился заново.

Возвращение обратно очень трудно. Нужна духовная опытность, чтобы возвращаться, когда в грехе закоренел. Но Господь нас ждёт.

В притче есть ещё одна деталь. Блудный сын решается идти к Отцу. Но между его решением и конечной целью проходит время, время его пути. Нужно не просто решиться, ещё нужно пройти путь, не свернув. Когда жители той страны будут уговаривать нас остаться, сулить рожки для пищи, нужно с решимостью идти вперёд.

Со временем мы так прирастаем к своим грехам, что и не видим их. Считаем не грехом, а частью характера, естества. А потом вообще перестаём видеть разницу между той страной и Отчим домом.

Потому снова и снова Господь напоминает нам о пути, о расстоянии между Отчим домом — Чертогом украшенным — и «страной далече» со свиньями и рожками. Напоминает, что мы должны набраться решимости и одолеть снова этот путь, прийти туда, где нас уже ждут «объятия Отча», достигнув которых мы можем стать снова цельными, целомудренными, где нам точно есть место, перстень на руку и лучшая одежда.

 

Свящ. Сергий Сиротин

проповедь в неделю о блудном сыне

03/03/2024

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button