Проповеди

«Жизнь Пресвятой Богородицы — запредельна»

Пришествие в этот мир Господа Иисуса Христа распадается на пределы. Есть те, кто живёт в этих пределах, есть те, кто выходит за них, есть те, кто даже не доходит них.

Жизнь Пресвятой Богородицы — запредельна. Это видно с самого начала Её жизни: Она воспитывалась при Храме и входила во Святая Святых, куда не входил никто, кроме первосвященников. Она приняла благословение от Бога быть Матерью Его Сына — Слова Божия. Но важно, что Она сама Себя такой сделала, Сама вывела Себя из пределов, которые нас связывают: страстей и похотей.

И в нашей жизни случаются чудеса, и мы знаем о них. Но там, где запредельность — там уже райская жизнь, человек туда восхищается.

Безусловно, происходит борьба. И Пресвятая Богородица была борима. Даже Спаситель в Гефсиманском саду молился о миновании чаши страдания. Но и Он страдание принял вольно, и Матерь Божия борение это не проиграла, хоть и «прошло Ей оружие душу».

Запредельность мы можем увидеть и по святым нашим, часто — по монашествующим, которые переходят пределы естества, устремляясь за подвигоположницей Пресвятой Богородицей ввысь в запределье. Преподобные Сергий, Серафим, Амвросий жили как бы здесь, но совершалась их жизнь в каком-то ином уже пределе. Вспомним, как просиял прп. Серафим перед Мотовиловым… Для нас это немыслимо, потому что мы как раз живём в пределе.

Но уже здесь, на земле, мы имеем опыт райской жизни. Безусловно, это — Литургия. Если мы устойчивы в этом пределе: не оставляем свою церковь, даже в маленьком смысле — свой приход — то мы уже стремимся к раю, стараемся для него. Пресвятая Богородица всю Свою жизнь провела в предверии Царства Небесного. Потому и Успение Её было не смертью, а именно успением — лёгким тонким сном, как бы мороком. Кто и жил в запределье, того и смерть проходит лишь по касательной. Преп. Пётр Муромский поторапливал, подгонял супругу, чтобы уже пройти наконец этот порог и быть в Царстве Отца Небесного!

Как Сам Господь вознёсся со Своим уже воскресшим телом, так и Матерь Свою восхитил на Небо вместе с телом, ещё раз нам всем напоминая, что воскресение из мёртвых истинно! Что тело освящено и будет восстановлено в вечной жизни.

Когда Господь родился в Вифлееме, волхвы принесли Ему дары, земля принесла пещеру, а люди — Богородицу. Это дар Богу Слову от всех нас, от прошлых родов, от настоящих, от будущих, чтобы Ему воплотиться через Богородицу непорочно и нового сотворить Адама.

С одной стороны, это приношение, конечно, запредельно. С другой — оно от нас, от нашей плоти, от наших пределов. А если Пресвятая Дева была приношением от нас, то и мы имеем часть в запредельности жизни, значит и мы имеем на неё свои упования, свои надежды.

Сегодня запредельность — чудесная и прекрасная, где наша Царица Пресвятая Богородица — становится к нам ближе, она приоткрывается нам, немощным, связанным пределами страстей, ещё раз. С Праздником!

 

Свящ. Сергий Сиротин

проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы

28/08/2024

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button