Проповеди

«Каждое «Господи, помилуй» сказано в Церкви Духом Святым»

Сегодня день, когда Господь довершает дело спасения человека. Хотя, может, и наоборот — начинает, исполнив всё обетованное.

Господь вочеловечился, принял крестную смерть, воскрес. На протяжении всей Своей земной жизни Спаситель обещал послать ученикам Утешителя, Духа Святого.

Дух этот не появился случайно. О Нём и Им пророчествовали в Ветхом Завете. Пророк Иоиль говорит: «Излию от Духа Моего и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши».

И сегодня полнота эта исполняется. Дух Святый приходит и осеняет человека.

Дух Святой — это буквально всё, чем наполняется Церковь. Каждое «Господи, помилуй» сказано в Церкви Духом Святым.

Мы должны себя проверять, какого мы духа. Если мы духа Господня, то в нас мир, любовь, радость, долготерпение, кротость, милосердие и вера. То в нас церковность, в нас Господь.

Или мы другого духа? Разные есть духи. Дух мира сего, например. Есть злые духи, которые не дремлют и пытаются нас утащить вместе с собой в злобу, в пагубу. И пока мы здесь находимся, мы можем, увы, эти духи принимать.

Дух Святой в Церкви — это Предание. Священное Писание — часть Предания. То, как мы совершаем богослужения, как мы молимся — всё это жизнь Святого Духа в Церкви, всё это — Предание.

Сегодня мы взываем полноте имени Божиего: Отцу, Сыну и Духу Святому. Для нас это, может, уже привычно. Это хорошо и правильно, Имя Божие должно быть привычным для нас, не должно вызывать ничего нового и неизвестного. С другой стороны, это всегда трепет и ужас, потому что, вспоминая слова святителя Григория Богослова: «когда вспоминаю Одного, то на ум приходят Три, и когда вспоминаю Трёх, на ум приходит Единый», мы констатируем, что невозможно это понять! Триединый Бог, единая Природа, единая Любовь и три ипостаси!

Церковь от начала испытала большие потрясения за имя Божие. Многие пытались оспорить, подвергнуть сомнению эту страшную и великую Божественную Тайну. Недавно мы всоминали отцов 1 Вселенского Собора и ересиарха Ария, утверждавшаго, что Сын был сотворён («Было, когда Сына не было» — была у него такая формула). Отцы Собора говорили, что Сын со-вечен Отцу, что Он — единосущен Отцу.

А были и те, кто ругался на Духа Святаго, не принимая Его Божество, не принимая единства в троичности Бога. Их очень много: и савелиане, и маркиане, и многие другие. Так было на протяжении всей церковной истории: за имя Божие боролись.

На Руси, на нашей с вами земле, к которой мы все привязаны, Святая Троица, поклонение Ей всегда было особенно глубоким. Она связана для нас с именем нашего великого святого — преподобного Сергия Радонежского. Его Лавра носит название Троицкой. Совершенно очевидно, что это ответ преподобного на его правильное богопочитание Святой Троицы, как полноты, наполняющей всё во всём. Троицкая обитель постепенно стала домом для всех русских людей. Из неё вышло множество учеников преподобного, разошедшихся по всей русской земле, основавших множество монастырей и монашеских общин.

Спустя некоторое время после преставления преподобного Сергия, по просьбе преподобного Никона Радонежского, его ученик, преподобный Андрей пишет икону Святой Троицы «в похвалу своему учителю Сергию Радонежскому». Не икона самого Сергия была заказана Андрею Рублёву в похвалу, а икона Святой Троицы. Преподобный Андрей создал образ, невероятно простой и ясный по форме, но непревзойдённый по глубине и тайне. Вспомним, что и сам сюжет, легший в основу иконографии — очень прост. Это явление трёх ангелов Аврааму. Множество людей во всём мире читают Ветхий Завет. Библия — самая издаваемая книга. Но все ли из читающих видят за явлением Аврааму явление Святой Троицы? Понять это можно только Духом Святым. Преподобный Сергий, конечно, понимал. Понимали и Никон, и Андрей. Понимали и потомки, потому что Стоглавый Собор вынес указание писать изображения Святой Троицы так, как написал преподобный Андрей Рублёв.

В этом году произошло важнейшее событие — эта икона, столь важная для нашей земли, для Русской Церкви, возвращается в храм. Сегодня она уже в Храме Христа Спасителя, где ей можно поклониться. Позже она вернётся на своё историческое место — в Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Это большое счастье для всех нас, это важный знак. Мы видим, что здесь совпало небесное и земное. Небесное всегда хочет от нас небесное же. Но мы погрязаем в страстях и грехах. Икона, конечно, должна быть в храме. Перед ней должна совершаться молитва, икону нужно созерцать. Слава Богу, что небесное победило здесь земное.

Для нашего храма икона Святой Троицы тоже очень важна, особенно важна — она висит на горнем месте, перед ней совершается каждая Божественная Литургия.

Мы крестились во имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Святую Троицу. Наша Литургия — это приношение Отцу Сына в Духе Святом. Дух освящает Святые Дары.

Завтрашний день мы выделяем литургически как День Святого Духа. Выделяем именно литургически, а не астрономически. День этот не начнётся завтра, он длится с сотворения мира и мы живём в этом дне до Второго Славного Пришествия нашего Спасителя!

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button