Важные датыСвятые Церкви
Актуальное

14 января. Обрезание Господне – день Закона Божия. День памяти свт. Василия Великого

«Обрезание Господне не есть двунадесятый праздник; но он чтится православными христианами во всем мире.
При великом свете праздника Рождества Господня и при грядущем Крещении, Богоявлении Троицы, – этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется, как звезда при двух солнцах.
Ему даже времени нет: 31 декабря (по старому стилю. – Прим. ред.) отдается Рождество; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего-навсего лишь один день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только один день праздника.
А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви, как Василий Великий, почившего 1 января (по ст.ст.); торжество ему тоже ослабляет Обрезание.
А с Петра Великого, перенесшего «Новый год» с церковного празднования (1 сентября) на западное 1 января, люди знают этот день именно как Новый год, а не как Обрезание».
Митрополит Вениамин (Федченков)

Обрезание Господне
Обрезание Господне

Праздник Обрезания Господня установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель). Мы сохранили память об этой традиции, которую исполнил и наш Спаситель — над новорождённым младенцем читается «молитва 8-го дня», когда нарекается имя новому человеку. Наречение имени Богомладенцу является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте.

Свт.Василий Великий
Церковь Андрея на Треске, Македония, 14 в. Фрагмент «Службы святителей»

Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: «се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7).
Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».
В этот же день празднуется память Святого Василия Великого, воистину великого отца Церкви. Его перу принадлежит одна из анафор, поныне совершаемых нашей Церковью. Служат ее не часто, но в очень значимые дни: Навечерия Рождества и Крещения, воскресенья Великого Поста. В поздней традиции святителя Василия иногда стали изображать на иконе Обрезания Господня.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button