Богослужения

Панихида

Дорогие прихожане!

Сообщаем вам, что с февраля месяца 2021 года, по пятницам, в 17 часов в нашем храме мы будем совершать вечерню и полную панихиду. Заупокойная служба входит в состав седмичного круга богослужения. Находится она среди служб субботнего дня. И совершается в пятницу после вечерни (напомним, что литургический день начинается вечером предыдущего дня, то есть цикл субботних служб начинается в пятницу вечером). Панихида уникальна тем, что на ней читается заупокойный канон текущего гласа из Октоиха. Канон делает панихиду уникальной и красивой службой.

Поминовение усопших сродников, близких, знакомых — неотъемлемая часть нашей жизни. Вот как об этом пишет литургист, исповедник, святитель Афанасий (Сахаров):

«Следуя руководству Святой Церкви, мы исповедуем, что не только православные угодники Божии живут по смерти, но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе, что «из мертвых восстанием Христовым смерть уже не обладает умершими благочестиво, что Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих, ибо по слову Христову «Бог… несть мертвых, но живых, вси бо Тому живи суть» (Лк.20:38).
Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом. Молитва – главнейшая сила этого единения.»

Теплотой и любовью веет от этих простых слов святого владыки.

Святитель Афанасий Ковровский

Предлагаем вашему вниманию текст о панихиде и заупокойном богослужении в субботу. Текст взят из книги святителя Афанасия «О поминовении усопших по по уставу Православной Церкви»:

ПОСЛЕДОВАНИЕ ПАНИХИДЫ

Название «панихида» само по себе не означает исключительно заупокойного богослужения. Буквально с греческого оно означает «всенощное пение». Усвоенное преимущественно определенному заупокойному последованию, это название показывает, что, во-первых, это последование весьма не краткое (чрез всю ночь совершаемое) и что, во-вторых, оно предназначается для совершения его, главным образом в ночное время, – с вечера или утром, но не днем, не в обеденную пору. Если наша панихида не соответствует современному чину всенощного бдения, то, во всяком случае, она, как и молебен, является сокращением утрени, с сохранением существенно важных, главным образом, изменяемых частей. Но не одно из церковных последований не подвергалось такому сокращению, как молебен и панихида, в особенности последняя. На молебне еще непременно сохраняется тропарь. На панихиде нередко его и совсем не бывает, остается только обрывок последней фразы. Естественно, когда от панихиды остался только один остов; один голый скелет, позабыли, что есть разные последования панихиды, имеющие хотя небольшие, но характерные особенности, – все заменили одним по шаблону совершаемым сокращенным чином панихиды, которой, как будто по иронии, иногда усвояют название «великой».
Последование великой панихиды излагается в 14-й главе Типикона. Более подробное изложение его с полным текстом неизменяемых частей помещается в Октоихе пред субботней службой 1-го гласа.

ОБЫЧНЫЕ СУББОТЫ
Каждая вообще суббота, в особенности когда поется октоих, среди остальных дней седмицы является по преимуществу днем поминовения усопших. Субботу, день покоя, седьмый день… егоже древле Господь благословил… упокоение от дел, в онь же почи… и Единородный Сын Божий… плотию субботствовав, избрала Святая Церковь преимущественно для воспоминания всех Ее чад, почивших от земных трудов, как тех, кого Она имеет в числе своих святых молитвенников, так и всех остальных, хотя и грешных, но в вере поживших и в надежде воскресения скончавшихся. И в положенных на субботу песнопениях она дерзновенно объединяет всех усопших как прославленных, так и не прославленных, ублажая первых и призывая их молиться за вторых.
В субботу может быть отправляема и заупокойная служба по чину, изложенному в 13 главе Типикона. Но такая служба может быть совершаема только в том случае, если в данную субботу не будет памяти великого святого, если вообще не будет какого-либо праздника, начиная от праздников со славословием. Если же в субботу при малом святом совершается хотя бы и совсем будничная служба, но не с «Аллилуйей», а с «Бог Господь», тогда ни на вечерне, ни на часах не может быть ничего заупокойного; на утрени не может быть ни заупокойных ектений, ни кондака «Со святыми упокой», ни стихир; на литургии не может быть заупокойного тропаря. Но что суббота все-таки есть день преимущественно назначенный для поминовения усопших, это отмечается на утрени заупокойными седальными по первой кафизме, одним тропарем заупокой на каждой песни канона октоиха и заупокойным светильном, а на литургии одним тропарем на блаженных. На повечерии к субботе и на литургии в субботу присоединяется кондак «Со святыми упокой». Заупокойный тропарь Помяни Господи может быть на литургии в субботу исключительно лишь в том случае, когда в минеи нет совсем тропаря святому. Аще же святой рядовой имать тропарь, и Помяни Господи НЕ ГЛАГОЛЕМ, но глаголем тропарь святого. Равным образом, если в субботу случится святой, которому не положено особых апостола и евангелия, то к рядовым могут быть присоединены прокимен, апостол, аллилуйя, евангелие и причастен за упокой.
Так, на основных службах общественного богослужения Церковный Устав в обычные субботы разрешает лишь сравнительно немного из заупокойного. Но зато в дополнение к суточному кругу служб накануне субботы в пяток после вечерни назначается великая панихида, на которой стихословится 17-я кафизма с особыми заупокойными припевами и поется заупокойный канон октоиха рядового гласа. Субботний заупокойный канон опускается лишь в самых редких случаях, и большею частию, если в пяток вечера панихиды почему-либо не бывает, он переносится на повечерие.

(полный текст книги: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Saharov/o-pominovenii-usopshikh-po-ustavu-pravoslavnoi-cerkvi).

Так же приводим 14 главу Типикона о последовании панихиды:

 

Типикон. Глава 14. Подобает ведати, о еже како бывати о усопших воследованию
В пяток вечера, по отпущении вечерни, облекшуся священнику в фелонь, диакону же в стихарь, и приемшу кадильницу и фимиам, исходит в притвор, предыдущу ему параекклисиарху со свещником, последуем же по них и мы. И егда приити ему в притвор, предуготовлене же бывшей кутии, диакон глаголет: Благослови, владыко.
Священник же, благословен Бог наш: кадя над кутиею крестообразно.
Мы же глаголем псалом 90: Живый в помощи:
[Во ино же время кроме вечерни, или утрени, бывает начало по обычаю, глаголем: Трисвятое, и по Отче наш: иерей возглас: яко твое есть царство: Таже, Господи помилуй, 12: Слава, и ныне: Приидите поклонимся, трижды: и псалом 90.] И по конце его: Слава, и ныне, Аллилуиа трижды.
И бывает ектениа покойна: Миром господу помолимся.
Иерей возглас: яко ты еси воскресение, и живот:
Таже, Аллилуиа, трижды, на глас 8. Глаголем же стихи сия, 11: Блажени яже избрал, и приял еси Господи. 2, Память их в род и род. 3, души их во благих водворятся.
Таже тропарь, глас 8: Глубиною мудрости человеколюбно: дважды.
Слава, и ныне, Богородичен: Тебе и стену и пристанище имамы:
Посем кафисма, блажени непорочнии, поем на глас 2. Припев: Помяни Господи души раб Твоих. Другий же лик вторый стих. И по ряду прочия стихи, оба лика. Разделяем же на две статии. По первой же статии не глаголем, Слава, и ныне: но абие сей стих: яко аще бы не закон твой поучение мое был: трижды.
Таже иерей или диакон глаголет ектению: Паки и паки миром господу помолимся.
Лик, Господи помилуй. И прочая.
Иерей же молитву втай глаголет: Боже духов, и всякия плоти:
Лик: Господи помилуй, 40, тихогласно.
Таже начинает вторый лик: Твой есмь аз: Припев, упокой Господи души раб твоих: И по ряду оба лика: И прочия стихи.
На конце же глаголем стих: Жива будет душа моя: до конца, трижды.
Таже тропари за упокой, поем на глас 5. Припев: благословен еси Господи: святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую: и прочая. Посем Аллилуиа, трижды.
Таже, ектениа.
[Смотри] И поминает священник усопших по ряду.
Аще ли же не поем непорочных: по Аллилуии, глаголем тропарь: Глубиною мудрости: и Богородичен его. И абие, благословен еси Господи: Посем тропарь, святых лик обрете: И прочая.
Таже поминает священник усопших, якоже прежде указася: И глаголем седален покоин, глас 5: Покой спасе наш с праведными рабы твоя:
Слава и ныне, Богородичен: от Девы возсиявый миру Христе Боже:
Таже, псалом 50. Канон октоиха усопших, по гласу, на 4.
По 3 песни ирмос и ектениа: И поминает прежде усопших по ряду, якоже предречеся, посреди непорочных. Возглас, яко ты еси воскресение и живот:
Таже седален, глас 6: Воистинну суета всяческая:
Слава и ныне, Богородичен: Всесвятая Богородице:
По 6 песни ирмос, и ектениа. И поминаются усопшии, якоже прежде указася. Возглас: яко ты еси воскресение и живот:
Таже кондак, глас 8: Со святыми упокой: и икос, Сам един еси Безсмертный:
По 9 песни глаголет иерей: Богородицу и Матерь Света: Людие, Дуси и души праведных восхвалят тя Господи: И поем ирмос 9-я песни.
Таже, трисвятое: и по Отче наш, глаголем тропари сия, глас 4: Со духи праведных скончавшихся: и прочая.
Таже иерей или диакон глаголет ектению: Помилуй нас Боже: и прочая.
Иерей, Боже духов: И поминает яже от века умершия отцы и братию нашу, зде лежащия, и повсюду православныя христианы.
Таже возглас: яко ты еси воскресение и живот:
Глаголет иерей, или диакон: Премудрость.
Мы же, Честнейшую херувим:
Иерей: Слава тебе Христе Боже:
Мы же, Слава, и ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови.
Иерей, отпуст: воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш: и прочая.
И по отпусте глашает диакон сице: Во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, усопшим рабом твоим, имярек: и сотвори им вечную память.
Певцы же поют: Вечная память, трижды.
А идеже несть диакона, поют певцы: Рабом божиим имярек, усопшим вечная память.

Ссылка на церковно-славянскую версию Типикона:
https://azbyka.ru/otechnik/books/original/17500/tipikon-tsya.pdf

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button