Важные датыВеликие праздникиЛюди ЦерквиновомученикиСвятые Церкви

Собор Новомучеников и исповедников Российских

Сегодня Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских. Множество наших соотечественников прославились в лике мученическом и исповедническом в минувшем ХХ веке. Как и другое испытание нашей Родины – Великая Отечественная война – годы мученичества затронули весь народ. Как же так случилось, что в век технического прогресса, в век полёта человека в космос, брат убивал брата, русский убивал русского? Конечно, в среде духовенства бывают недостойные этого звания члены, как в любом деле. Безусловно, грех, совершаемый священником в глазах людей будет выглядеть более тяжёлым, чем то же самое, но сделанное мирским человеком. Но неужели Церковь Русская так низко пала, что её пастырей убивали сотнями без суда и следствия?! А если так, то откуда тогда такая стойкость в вере у этих самых пастырей? Теперь мы читаем о них воспоминания, их сохранившиеся труды, и думаем, что людей таких уже не осталось. Так что же случилось? Репрессии, гонения на Церковь Христову стали прямым следствием революции, которая ставила своей целью не сделать всех счастливыми, а всё разрушить. Разрушить всё старое. Разрушить, и сделать заново. Действительно, читая сейчас воспоминания, например,  Ивана Шмелёва – «Лето Господне» — мы читаем будто сказку! Будто не о наших предках идёт речь, а о какой-то Атлантиде. Но Церковь – она тоже из старой жизни. И действительно, сейчас от дореволюционной России не осталось ничего, кроме, разве Церкви. Она единственная хоть как-то сохранила нити старой жизни. Поэтому нет ничего удивительного, что, убивая старое, убивают Церковь. Библия помнит о первом таком революционере. Им был Каин, убивший брата и ушедший от Бога. А, вернее, как толкуют исследователи Писания, Каин пошёл против Бога, он пошёл на Бога. То же совершил наш народ в революцию 1917 года.

Память Новомучеников установлена Архиерейским Собором в 2000 году в ближайшее воскресенье к 7 февраля. Архиерейский Собор 2000 года повторил и утвердил решение Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. А тогда этот Собор установил этот день потому, что 7 февраля был замучен до смерти митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Его вывели из Киево-Печерской Лавры за ворота и убили. Нашли владыку спустя день. Никто не помешал убийцам. Никто не вступился на своего пастыря. 7 февраля мы вспоминаем на службе священномученика Владимира и должны помнить, что первыми погибнут самые невинные. Митрополит Владимир был женатым священником. В один год он потерял супругу и ребёнка, и после этого стал монахом. Владыка Владимир был предстоятелем всех столичных кафедр: Московской, Петербургской и Киевской. Он был видным деятелем Русской Церкви, много труда положивший на помощь нуждающимся. И он был убит без суда, без обвинения. Как и многие-многие его собратья в последующие десятилетия.

 

Митрополит Кирилл Казанский сто лет назад обратился к пастве с такими словами: «…Особенно тяжким несчастием для Родины было бы, если дни начавшейся свободы омрачатся проявлением какой-нибудь злобы или мстительности по отношению к прошлому, пусть в этом прошлом нашем было много, чем справедливо возмущались, но из были слова не выкинешь, прошлое это все-таки наше, отечественное прошлое. При жизни родителей, ведущих неладную жизнь, взрослые дети не могут иногда удержаться от укоризны в их сторону, и за это их нельзя осудить; но если бы эти дети не перестали бранить таких родителей и после их смерти, то найдите сами название такому поступку детей!.. Так точно и мы, если не удержимся от глумлений над своим прошлым, то напишем такую новую страницу своей новой истории, которую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории. Будем помнить это крепко и молить Бога, чтобы не впасть нам в искушение». Митрополит Кирилл позже стал одним из множества священномучеников. Его предостережения сбылись в точности. Он, будучи взрослым и мудрым человеком, видел очевидное в том революционном бесновании.

ХХ век знает две революции. В обеих их идеологи кричали о лучшей жизни после разрушения старого. В начале ХХ века вслед за этим разрушением началась война, голод, появилось множество детей-сирот. В конце века, когда рушили то, за что воевали в начале века, тоже следствием был голод, разруха, война и дети-сироты. Уроки истории надо нам усваивать лучше. И сейчас, когда кому-то кажется, что нужна революция, что надо всё сделать заново – надо вспомнить, что это уже не первая такая попытка за последние 100 лет. Вспомнить, что станет непременным последствием «благих намерений». Вспомнить, что за эти «благие намерения» перевернуть жизнь к лучшему первой будет страдать Церковь Христова и первыми погибнут самые невинные.

 

Related Articles

One Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button