Богослужения

Торжество Православия.

Сегодня радостно и благоговейно празднуя первое воскресение Великого поста, мы торжествуем и радуемся о Православии.

Мы слышали сегодняшнее чтение, повествующее об истории этого праздника, о том, что послужило основой, фундаментом его празднования. И здесь стоит сказать вот о чём. Всякий предмет, всякий смысл и понятие, развиваясь во времени, конечно, видоизменяется, приобретает совершенно новые черты. Как цветок растет, раскрывается, у него появляются новые краски, так и святые понятия, продолжаясь во времени, видоизменяются и раскрываются. Сегодня, торжествуя, мы не мыслим той радости возвращении икон, которая произошла на 7 Вселенском Соборе, о чем мы слышали сегодня в повествовании. Мы привыкли к тому, что икона всегда рядом, иконы окружают нашу жизнь, украшают храмы, иконы есть у нас дома, икона является одним из главных атрибутов нашего спасения, являя образ, который всегда напоминает нам о первообразе. Мы чтим, лобызаем иконы, проникаем сквозь их начертания к глубинам Вечности, обращаясь непосредственно к Самому Спасителю, Божией Матери, святым. Но торжествуем мы православие сегодня в ином ракурсе. Торжество наше – великое, которое совершается в малом, как сила, которая совершается в немощи. Посмотрите, каков мир вокруг нас. Речь идет не только о нашей стране, но обо всей Вселенной. Как враждебен мир по отношению ко Христу! Христос есть четкое определение и знамение Бога Троицы. Ведь Бога можно завуалировать: «Мы верим в Бога, Бог един. Бог и вот Этот, и Тот, и всё это Бог, Бог в душе…». Но где обозначен Христос-Знамение, там начинается противление и ненависть. Весь мир ополчился на Христа. Весь мир ополчился на Православие. Оно ненавистно. Потому что оно мешает торжествовать блудный, нечестивый, грязный пир на этой земле. Никак нельзя под этим Знамением совершать убийство, блудодеяние, воровство, разврат, ненависть, все те ужасные дела сатаны, которые творятся по всему миру. Всюду, где только возможно, имя Христово оплевывается, затирается, позорится. По сути, все то, что мы с вами будем переживать несколько недель спустя, вспоминая Страстную седмицу, это происходит ежедневно во всём мире – Христа распинают, Христа оплёвывают, Христа порочат, над Христом смеются. Последователей, нас – христиан – по всему миру топчут и убивают, и не в каком-то иносказательном смысле, а в прямом: льётся кровь христианская. «Будете ненавидимы за имя Мое», — говорит Христос ученикам и всем нам в Евангелии от Марка (Мк. 13:13). Да, наша страна стоит особняком пока, но сколько ненавистников православия среди нас! Целое полчище, готовое смеяться, хохотать, издеваться. И внутри Церкви, к сожалению, тоже есть свои черви, которые точат, подмывают, размывают, цель которых есть сведение православия к нулю, к его исчезновению. Изнутри, извне, отовсюду идёт страшное ополчение, война с православием. Это не только открытая война. Далеко не все враги Церкви громко заявляют о своей ненависти. Часто враги Христа подмывают понятия, чёрное пытаются выдать за серое, которое вроде бы и не такое уже плохое… Пороки и страсти объяснить какой-то научной точкой зрения, физиологией… Когда само понятие православия понимается искажённо, в виде платочков и свечек, благоговейных натянутых улыбок, тогда как христианин проповедует Христа Распятого и, нося нательный крестик, свидетельствует о своей готовности идти за Христом на Голгофу. Цель у всех этих действий одна – изгнать Христа, заменить Его на отвлечённые понятия, клише, формулировки.

И тем не менее, посмотрите, мы торжествуем! Потому что всё-таки множество людей понимают, как бессмысленен этот мир, как он ужасен. Этот мир можно было бы назвать уже преисподней, если бы не православие, если бы не Церковь, если бы не Христос, Который живёт зримо в нашей Церкви, если бы не Таинства Христовы, Которые совершаются ежедневно в Церкви Господней. Если бы не это всё, как можно было бы жить в мире?!

И, конечно, мы торжествуем. Потому что по всем законам – социальным и даже физическим – ничего уже не должно было остаться от православия! Оно должно было быть стёрто. Но в нём пребывает Тот, Который нетленен, Который воскрес уже единожды. Вот торжество! Вот радость!

Мы каждый день воскресаем. Каждый день побарываем смерть, мы поднимаемся из пепла, мы идём со Христом Воскресшим. Идя с Ним на Голгофу, мы спутешествуем Ему и в Эммаус! И оглядываясь вокруг, понимаем, как это велико и высоко, какое это торжество! Мы уже приподняты над землей, над кучами этой мерзости, уже являемся небесным градом. Каждая церковь, где совершается Таинства, уже приподнята над миром. И самое главное, что множество людей, которых выплёвывает это ужасное варево мирское, которые, казалось бы, уже готовы для ада, вот только возьми, сатана! Но множество таких людей видят свет Христов. И здесь, ежедневно десятки и сотни людей, приобщаясь к Церкви, ко Христу, получают надежду на спасение. Это ли не чудо?! Это ли не Торжество?! И этому мы радуемся! Не себе! А Господу Иисусу Христу, Который поддерживает нас, бережёт нас, держит в Деснице Своей, не дает нам пропасть, не дает нам умереть, и вместе с Собой ежедневно, ежеминутно возвышает до Царствия Небесного!

Текст написан по материалам проповеди в неделю Торжества Православия протоиерея Димитрия Арзуманова, сказанной в 2017 году.

Фотографии со службы Торжества Православия в Князь-Владимирском храме.

Автор фотографий — Наталья Макаренко.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button