Лазарева Суббота
Первое воскресение — именно так называется сегодняшний день, день воскрешения Лазаря. Это первый день после Великого поста. Вчера мы уже пели слова «святую совершив Четыредесятицу». Пост как таковой закончился. Впереди праздник Входа Господня в Иерусалим и Страстная неделя — особенное время и по смыслу, и по молитвенной насыщенности, и по богослужениям. Главные дни года. Конечно, пост телесный остаётся. Ведь в такие дни не может быть скоромной еды по смыслу своему.
А сегодня Господь приглашает нас в Вифанию, в местечко недалеко от Иерусалима. И событие, совершившееся там, является переломным моментом в Евангельской истории. Господь воскрешает Лазаря накануне Своих Страстей.
…Недавно слышал одну беседу, где человек, скажем прямо, неверующий во Христа, предположил, что Он — образ собирательный. А собирательный — значит, литературный. А литературный — значит, всё, во что мы верим, может быть вымыслом.
Вспоминаются слова Ф.М. Достоевского: «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».
Мы находимся на перепутье, когда или принимаем Христа как Бога Всемогущего, Который сотворил небо и землю, Который может воскрешать мертвецов. Принимаем Христа, как истинного Человека, потому что Господь плакал над умершим другом Лазарем.
Если мы идём дальше на Страсти за Христом, то мы должны сегодня уже понять, как Фома: «идём и мы умрём с Ним». Если мы принимаем сегодняшнее чудо, то мы идём и дальше.
Иудеи поняли, что убивать нужно не только Христа, но и Лазаря, потому что видели, что все идут за ним, ведь случилось что-то необыкновенное.
И, вспоминая слова Достоевского, и перефразируя их, хочется сказать, что даже, если нам докажут математически, что Христос — собирательный образ, мы останемся с Ним.
Какое значение это имеет для нас? Мы и есть Лазарь. Мы в начале Поста хотели, искренне и честно, исправить свою жизнь, мы пели на первой неделе Поста, что явимся победителями греха. Но сегодня, когда Пост прошёл, многие ли из нас могут уверенно сказать, что всё сие свершили? Думаю, нет… Наши страсти, наши болезни остаются с нами. И мы как Лазарь лежим во гробе мёртвые и смердим. На иконах этого дня очень характерно отваливающие камень от гроба Лазаря закрывают носы — четыре дня уже во гробе, мертвец дурно пахнет.
Как Лазарю, нам нужен Христос, Который заплачет над нами мёртвыми, ибо любит каждого из нас, протянет руку и скажет со властью: «Лазаре, гряди вон!». Сегодня Господь приходит к нам, зовёт нас за Собой, воскрешает нас, хоть грехи наши оказались сильнее нас и умнее нас. «Я вас люблю!», — говорит нам сегодня Христос. А дальше начинается самое главное. Наши грехи по сравнению с тем, что произошло дальше со Вселенной, с бытием — абсолютное ничто. И если сейчас мы окажемся верными, исповедуем в сердце своём, что Господь Иисус Христос — Истинный Бог и истинный Человек, пойдём за Ним дальше, на Голгофу, то, безусловно, достигнем Воскресения, как Лазарь выйдем из гроба, снимем погребальные пелены и, как Лазарь, послужим ещё Богу и Церкви.
Такой сегодня необычный день. Возможно, один из самых удивительных. Всегда он проходит в церковной тишине в предверии Входа Господня в Иерусалим и Его Страстей.
Спасибо всем пришедшим сегодня в храм. Значит, для вас Господь — не литературный собирательный образ, а всё происходящее — живо и имеет к нам непосредственное отношение.
Свящ. Сергий Сиротин
Фотографии Натальи Макаренко