Богослужения

Великая Пятница. Царские Часы

Распятие. Фреска монастыря Высокие Дечаны. Косово, Сербия. 14 в.

Фрески часто изобилуют подробностями, в отличие от икон. Фреску из сербского монастыря Дечаны можно читать, как текст.

Спасителя распяли за городом. Вот его стены на заднем плане.

Гора Голгофа обозначена символически. Череп Адама в её основании. По Преданию, Господь был распят на месте его захоронения: «Адам свободися».

В ужасе «лица закрывающи» ангелы по сторонам от Креста.

Предстоящии. Матерь Божия, в скорби подносящая к лику руки. Иоанн Богослов — «се сын Твой» — с сыновней преданностью обращается к Богородице. Мироносицы позади.

Хулящая толпа: «если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Толпа по другую сторону. И среди них выделяется Лонгин сотник с нимбом, отшатывающийся и указующий на Крест: «Воистину Божий Сын бе Сей».

Слева, за женами-мироносицами войны, делящие одежду Распятого Христа. «Разделиша ризы Мои и о одежде Моей меташа жребий».

Справа, за толпой «покивающих главами своими» восставшие святые из мертвых: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли».

Наверху справа в небесной сфере удаляется олицетворение синагоги. А слева ко Кресту приближается Церковь. Элементы толкования и символизма присутствуют в этой композиции.

 

На фреске из монастыря Студеница олицетворение Церкви в белых одеждах с нимбом. Её подводит ангел, и Она в Чашу — Евхаристическую — собирает Кровь и воду, изтекшие из раны в ребрах Спасителя.

По сторонам от ветвей Креста изображены Солнце и Луна померкшие в момент смерти Спасителя.

Распятие. Монастырь Студеница. Сербия, 1308 г. Фрагмент.

 

В храме св. равноап. князя Владимира службу Царских Часов совершил Архиепископ Егорьевский Матфей в сослужении настоятеля и клира храма. Диаконский чин возглавил протодиакон Василий Куфлик.

Фотографии Марины Сиротиной и Натальи Макаренко

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button