Великая Пятница. Царские Часы


Фрески часто изобилуют подробностями, в отличие от икон. Фреску из сербского монастыря Дечаны можно читать, как текст.
Спасителя распяли за городом. Вот его стены на заднем плане.
Гора Голгофа обозначена символически. Череп Адама в её основании. По Преданию, Господь был распят на месте его захоронения: «Адам свободися».
В ужасе «лица закрывающи» ангелы по сторонам от Креста.
Предстоящии. Матерь Божия, в скорби подносящая к лику руки. Иоанн Богослов — «се сын Твой» — с сыновней преданностью обращается к Богородице. Мироносицы позади.
Хулящая толпа: «если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Толпа по другую сторону. И среди них выделяется Лонгин сотник с нимбом, отшатывающийся и указующий на Крест: «Воистину Божий Сын бе Сей».
Слева, за женами-мироносицами войны, делящие одежду Распятого Христа. «Разделиша ризы Мои и о одежде Моей меташа жребий».
Справа, за толпой «покивающих главами своими» восставшие святые из мертвых: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли».
Наверху справа в небесной сфере удаляется олицетворение синагоги. А слева ко Кресту приближается Церковь. Элементы толкования и символизма присутствуют в этой композиции.
На фреске из монастыря Студеница олицетворение Церкви в белых одеждах с нимбом. Её подводит ангел, и Она в Чашу — Евхаристическую — собирает Кровь и воду, изтекшие из раны в ребрах Спасителя.
По сторонам от ветвей Креста изображены Солнце и Луна померкшие в момент смерти Спасителя.

В храме св. равноап. князя Владимира службу Царских Часов совершил Архиепископ Егорьевский Матфей в сослужении настоятеля и клира храма. Диаконский чин возглавил протодиакон Василий Куфлик.
Фотографии Марины Сиротиной и Натальи Макаренко