Проповеди

О любви. Проповедь в воскресенье 3 октября.

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

сия есть первая и наибольшая заповедь;

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. Мф.22:35-46

 

 

Любовь к Богу очень трудна. Как полюбить Того, Кого никогда не видел, не слышал, не осязал?… Мы – люди материального мира. Нам понятно то, что мы чувствуем, видим, трогаем, слышим.

Помните из Псалтыри, как царь Давид от всего сердца пытается сказать Богу, что он Его любит?! Всем своим существом псалмопевец вопиет о любви к Тому, Кого никогда не видел и не слышал. И ещё удивительно, что царь Давид, не видя Бога, предугадывал и пророчествовал о Христе… Потому что во Христе нам открылось То, Что мы не видим, не слышим, не осязаем. Всю полноту Божественной любви к нам, Господь показал в Своей жизни, в Своей смерти, Своём воскресении. Мы можем слышать слова Господа, которыми дышит всё Евангелие. Мы можем чувствовать Христа, ибо Дух Его живёт в Церкви. Мы можем даже видеть Его, ведь православная Церковь чтит и творит образы. «Поклонение, как выражение почитания, образу с его первообразом одно», — пишет Фёдор Студит. Мы можем осязать Господа, приступая к Таинству Причащения. Значит, всё у нас есть! И не важно, сколько времени прошло с момента воплощения Спасителя. Вчера, и днесь, и во веки Господь Иисус Христос Один и Тот же, — пишет апостол Павел (Евр. 13:8).

Наиболее ясно этот момент звучит в богослужении. Кажется, что строй службы очень сложен, быть может, слишком наполненный. Но на самом деле богослужение по-божественному просто. Например, в воскресной всенощной повторяются всего несколько мыслей. О Воскресении Христа, призывание милости Господней к нам и прославление святых.

Богослужение нас удаляет от этого бренного мира, стирает границы времени, делает близким нам служение Господа, Его распятие, Его смерть, Его воскресение, Его вознесение. Приближаясь в богослужении к Своему Спасителю, мы можем научиться Его любить! А через Него приблизиться к любви ко Святой Троице.

Апостол Иоанн Богослов пишет: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1Ин.4:20).

Любовь к ближнему – это инструмент любви к Богу! Адаму открылась возможность любви к Богу, когда Бог сотворил жену. Полюбив жену, Адам увидел возможность любви к Богу.

Любовь не терпит статичного положения. Любовь всегда должна возрастать. Если в семье, в коллективе, в обществе появляется статика, то любви там не будет, она, если и была, затихнет. А возрастать любовь может только, если мы жертвенно служим тем, кто рядом с нами. Сколько говорят о любви те, кто идут в больницы, приюты, к бездомным, к страдающим людям. А всё именно потому, что от этой жертвенности растёт любовь, как от солнца и дождя – цветы. А через возрастающую любовь к людям мы – люди – приближаемся к любви к Богу, к наипервейшей заповеди, «на которой весь Закон и пророки»!

Не обязательно для исполнения заповеди идти в больницу или к бездомным, хотя и это, конечно, очень нужное дело. Жертвенность можно и необходимо проявить первым делом к самым близким: к жене, родителям, друзьям, коллегам…

Любовь к Богу открывается через Христа. А реализовать любовь мы можем через любовь к ближнему, через жертвенное служение.

Если сказать ещё о практическом проявлении той любви, о которой мы говорим, то уместно вспомнить Алёшу Карамазова из романа Ф.М. Достоевского. Помните, его спрашивают: зачем ты идёшь в монастырь, ведь ты такой молодой, красивый, жизнь открывает тебе столько возможностей? А Алёша отвечает: я не могу отдать три копейки, когда можно отдать сто рублей. Иными словами, Алёша говорит, что если идти за Богом, то идти до конца, идти во всём, отдать этому всю свою жизнь. И ведь это важно не только монашествующим, это задача каждого, кто встал идти за Христом, кто хочет Его полюбить, исполнив заповедь.

Вспоминаются и святые, которые всю жизнь свою отдали пути за Христом. Это и святой Олег Брянский, которого мы сегодня празднуем. Это и блаженные юродивые – Симон Юрьевецкий, Василий Блаженный… Они оставили всё в прямом смысле, не имея даже одежды, и следовали Христовым заповедям. И все эти люди очень много послужили своим ближним, тем, кто жили рядом, кто до сих пор живёт на этой земле. Их заступничества хватает и нам, хватит и нашим внукам, и правнукам…

Свящ. Сергий Сиротин.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button