Покаяние — второе крещение. Проповедь
Сегодня мы читали самые первые строки Евангелия от Марка. Это самое короткое Евангелие, но очень ёмкое по содержанию. И начинает евангелист с Крещения Господня и с проповеди Иоанна Предтечи.
Разницы во времени между Предтечей и Христом нет. Это значит, что времена исполнились. Если другие, древние, пророки отстояли во времени от Христа и видели Его гадательно, то Предтеча предыдет пред Ним. Господь буквально шествует по пятам Иоанна.
Смысл Крещения трудно уловим. Событие это насыщенно образами и смыслами. Попробуем их рассмотреть.
Господь проповедовал покаяние. А перед Ним о покаянии говорит Иоанн Предтеча — последний из ветхозаветных пророков и первый из новозаветных.
Господь входит в воду. Вода — всегда символ смерти для человека. Человек не может жить в воде. Заходя в крещальные воды, человек умирает. И выходит из них рождённым к новой жизни.
Покаяние — второе крещение. Покаяние — это изменение нашего ума и сознания. Буквально — смерть старого человека и рождение нового.
Следом за людьми приходит Христос и так же принимает крещение. Зачем Пречистому Богу крещение? «Так нам надлежит исполнить всякую правду», — говорит Сам Спаситель Иоанну Предтече.
Какую правду должен исполнить Господь? Для Христа правда была одна: выход из вод иорданских для Него был на Голгофу.
Господь показывает нам символ воды и смысл крещения: понести крест свой до самой Голгофы. И за ней будет Воскресение.
Преподобный Серафим Саровский говорил, что благодать крещения так велика, что она остаётся с человеком навсегда, до самого Страшного Суда. Даже на отпадших от Церкви и на еретиках остаётся!
Люди омывали свои грехи в воде Иордана и она становилась тяжёлой, тёмной — есть такой образ.
Река Иордан считалась нечистой, потому что протекала по языческим землям. И Господь, входя в воды её, берёт на Себя грехи и других людей, грехи всего мира.
Проходит закон Ветхого Завета и приходит благодать Христова. Приходит покаяние. Покаяние — это то, что творит Господь по Своей благодати. Иудеи, не принявшие, бежащие от благодати, скрежетали зубами на Христа за то, что Он прощал грехи тем, кто каялся!
Нам простились грехи, совершённые до крещения. Но после крещения мы продолжаем впадать в них, с нами остаются наши страсти, тёмные силы борют нас. Но второе крещение — это покаяние! Когда мы исповедуем грех, приходим к Кресту и Евангелию, мы так же омываем грех водами благодати Божией. Важно, чтобы покаяние было настоящим. Чтобы мы чувствовали прохладу иорданских струй.
Наша исповедь не может быть только схематичным перечислением проступков. Господь ждёт большего от нас. Исповедь — это движение души. Исповедь должна быть исполнена веры. Исповедь должна быть с желанием изменения. Будем внимательны к нашей исповеди, к нашему покаянию. Если бы не было это так важно, Предтеча Господень не начал бы свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»
Иерей Сергий Сиротин
Проповедь в предпразнство Крещения Господня
16.01.2022 г.