Проповеди

Три субъекта притчи о мытаре и фарисее

Благодать преломляется в человеке по-разному. Одного она ломает. Ведь только в безумии человек может молиться Богу, перечисляя свои заслуги! И другое преломление той же благодати: краткая, но содержательная молитва мытаря.

Это два субъекта этой притчи. Но есть и Третий. Это Сам Господь. Именно Он приемлет наши молитвы. Господь учит нас молиться, всё Евангелие об этом.

Смирение. Господь над всеми высок и в то же время он смиряет Себя на Кресте до позорной смерти. И так Он Сам Себя возвышает потом. Мы должны этот ряд увидеть: правильная молитва, следование за Христом, правильное (не выдуманное, не напыщенное) смирение.

В этой притче интересна ещё одна тема. Тема двойника. Один художник* написал автопортрет. Он изобразил себя перед зеркалом и своё отражение в зеркале тоже изобразил. Эта картина называется «Мытарь и Фарисей». Художник видит себя в двух преломлениях: мытарево сокрушение и фарисееву гордыню . Тему двойника много исследовал Ф.М. Достоевский во многих своих произведениях. «Подросток», «Двойник». Бушуют в человеке страсти, которые искажают его, насмехаются над благодатью, превращая человека в двойника самого себя. Тогда и молитва становится неправильной. Нам нужно хотя бы отдавать себе отчет в том, что этого двойника необходимо в себе преследовать постоянно, изживать его всю жизнь. Оставить в конечном счёте в себе одного человека, с простой и тихой молитвой: «Боже, милостив буди мне грешному».

Свящ. Сергий Сиротин.

Проповедь в воскресенье о мытаре и фарисее, 13 февраля 2022 года.

*Константин Сутягин. «Мыиарь и Фарисей».

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button