Богослужения

Подготовительные недели ко святой Четыредесятнице

Предпасхальный пост появился буквально с первых лет установления христианства. К III — н.IV вв. можно говорить о практически повсеместно установившемся посте в виде св. Четыредесятницы.

Подготовительные недели сформировались позже. Сырная неделя (Масленица) — раньше других. В 9-10 вв. устанавливается евангельское чтение о блудном сыне и формируется вокруг него богослужение, основанное на осмыслении этого текста. Неделя о мытаре и фарисее появилась ещё позже, в 12 в.

Есть разные богослужебные книги, по которым строится красивое и наполненное смыслом православное богослужение.

В последние недели перед началом Великого поста начинается пение Постной Триоди.

Триодь — книга, название которой буквально переводится, как «Трипеснец». Это означает, что в книге содержатся особые неполные каноны, содержащие три песни. Есть там и двупеснцы, и четверопеснцы, но трипеснцы — самый частый случай.

Триодь некогда была единой, после разделилась на две части: Цветную (изменяемые песнопения после Пасхи) и Постную (изменяемые песнопения Великого поста и подготовительных к нему недель).

С недели* о мытаре и фарисее мы и начинаем петь Постную Триодь. Постепенно, от недели к неделе Постная Триодь всё больше входит в богослужение. Последняя служба в Постной Триоди — полунощница перед пасхальной заутреней.

Что же происходит в богослужении этих подготовительных к Посту недель? Тексты Триоди совмещаются с Октоихом, постепенно вплетаясь в структуру богослужения. Самый первый текст в Постной Триоди, который поётся в неделю о мытаре и фарисее — одна из стихир на Господи, воззвах: «Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится; смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя».

На утрени (входящей в состав воскресного всенощного бдения) мы встречаем совершенно особое  песнопение, которое первый раз поётся в неделю о мытаре и фарисее, а последний раз — в 5 неделю Великого поста. Это «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…». По традиции, весь храм в это время встаёт на колени.

Слава: Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, храм нося́й теле́сный весь оскверне́н; но, яко щедр, очи́сти благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.

И ныне: Бородичен: На спасе́ния стези́ наста́ви мя. Богоро́дице, сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́ и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х; но Твои́ми моли́твами изба́ви мя от вся́кия нечистоты́.

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́.

Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я, окая́нный, трепе́щу стра́шаго дне су́днаго; но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего, я́ко Дави́д вопию́ Ти: поми́луй мя. Бо́же, по вели́цей Твое́й ми́лости.

В неделю о блудном сыне появляется ещё одно удивительное песнопение. Это 136 псалом «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона: на вербиих посреде его обесихом органы нашя…«. Псалом этот будет петься до последней подготовительной недели, до Адамова изгнания.

В следующую подготовительную неделю — неделю о Страшном Суде — тоже есть своя особенность. В этот день на всенощном бдении поются ирмосы, которые начинаются словами «Помощник и покровитель…». Это знакомые нам ирмосы Великого покаянного канона преп. Андрея Критского.

На последующей седмице — Сыропустной — тексты Постной Триоди употребляются в богослужении ежедневно. Начинают петься и те самые трипеснцы Постной Триоди, которые дали название всей книге. В среду и пятницу Сырной недели совершаются особые службы, не похожие ни на обычные будничные богослужения, ни на великопостные будничные, они представляют собой нечто среднее. Однако, Литургия в эти дни не совершается на масленичной неделе. В эти же дни впервые читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с земными поклонами.

В субботу сырной седмицы тоже уникальное и интересное богослужение. Оно вспоминает «всех преподобных и богоносных отцев, в подвизе просиявших», и жен, в пустыни живших, подвизавшихся в подвигах поста и молитвы. Богослужение здесь строится только по Постной Триоди, а канон имеет 2 песнь (тогда как обычно 2 песнь канона отсутствует).

Последняя неделя перед началом Поста вспоминает изгнание Адама из рая.

Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу  и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго.

«Приспе время, духовных подвигов начало, на демоны победа, всеоружное воздержание, ангельское благолепие, к Богу дерзновение. Тем бо Моисей бысть Зиждителю собеседник, и глас невидимо в слухи прият. Господи, тем же сподоби и нас поклонитися Твоим Страстем, и Святому Воскресению, яко Человеколюбец». Текст указывает конечную цель Поста: «…сподоби нас поклонитеся Страстем Твоим, и Святому Воскресению…».

Вечером в Прощёное воскресение служится Вечерня и чин прощения. Именно на этой службе проходит граница, отделяющая чисто великопостное богослужение от других. Великий прокимен 8 гласа «Не отврати лица Твоего отрока Твоего…» поётся особым протяжным напевом, во время которого в алтаре священники переоблачаются в великопостные чёрные облачения и переоблачают алтарь.

Тексты этой службы, последней перед самым началом Великого Поста, стремятся нам сказать вдохновляющие перед трудной дорогой слова: «Возсия благодать Твоя Господи, возсия благодать душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света…».

 

*Неделя — воскресение. Т.е. буквально «воскресенье о мытаре и фарисее»

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button