Проповеди

«Образное мышление – это то, что нам свойственно»

Господь так устроил наше естество, что мы имеем образное мышление. Глядя на человека и видя только его лицо, мы можем, и интуитивно пытаемся представить, что человек из себя представляет, каков его образ. Когда мы смотрим на изображение, то тоже видим не только то, что изображено, но мы видим то, что стоит за изображением. У нас создаётся образ. Так премудро и дивно устроил нас Бог!
Образы могут быть мысленные, словесные. В образах может являться Господь. В Ветхом Завете всё ещё было гадательно, Господь не являлся зримо, но образно праведники Ветхого Завета чаяли Мессию. В нашем богослужении постоянно читаются ветхозаветные тексты, прообразующие пришествие Спасителя, прообразующие Его жизнь, проповедь, смерть и Воскресение.
Первые четыре дня Великого поста мы читали Великий покаянный канон св. Андрея Критского. И канон этот изобилует образами, примерами! Св. Андрей вспоминает праведников, желая им уподобиться. Вспоминает грешников, предостерегая свою душу от подражания им.
Так и с иконами. Мы смотрим, например, на икону Царя Николая II и за портретным сходством видим его подвиг, его мученичество, его верность Церкви и Отечеству. И так за каждым святым. Художник, пишущий икону, стремиться не только правильно изобразить лик, но в первую очередь он должен создать образ!
Итак, образное мышление – это то, что нам свойственно. Образ по-гречески – «икона». И на неё в VIII веке началось гонение. Самое печальное, что не варвары, не язычники ополчились против образов, а христиане… Сбивали фрески, мозаики, смывали живописный слой с икон, рубили их…
Любая ересь так или иначе восстаёт на Господа Иисуса Христа и на Его Воскресение. «Бога нельзя отобразить», – говорили еретики. Да, это так. Бога нельзя отобразить. Но Господь был не только Богом, Он был истинным Человеком. Лобызая икону, мы констатируем: Господь истинно вочеловечился, был среди нас, был такой же как мы, кроме греха, Он истинно умер на кресте и истинно воскрес. Таким образом, отвергающие иконы, по сути отвергают основание всей нашей веры. Ведь если Господь не был человеком, если Он не умер как человек и не воскрес как человек, то по слову апостола Павла «проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14).
Свт. Василий Великий, а вслед за ним св. Иоанн Дамаскин сформулировали догмат иконопочитания: поклоняясь образу (иконе), мы покланяемся первообразу. Конечно, не доскам, не краскам воздают православные почитание! Это было бы сумасшествием. Но первообразу!
Ещё один важный момент. Гонение на иконы не возникло из ниоткуда. Ведь гонители и защитники икон были христианами, причащались от одной Чаши. Отчего же они так разделились? Чтобы мыслить в образах, человеку нужно упражняться. Происходит это с детства. В каких образах (литературных, музыкальных, зрительных) воспитывался ребёнок? Что он впитывал, на чём возрастал? Понимаете, как это важно?! На хороших книгах, музыке, фильмах, среди красивой природы, наконец, человек развивает Богом данную способность образно мыслить, развивает полноценное образное мышление. Человек будет видеть за изображением то, что должен там увидеть. Когда прерывается правильное воспитание детей, исчезает из мира лирическая поэзия, уходит классическая литература, живопись, большое настоящее кино, то образное мышление замыливается, пребывает под спудом. Это страшно. Потому что человек теряет способность сам созидать образы (а ведь Творец наградил нас и такой способностью!).
Поэтому нам необходимо заботиться о вере наших маленьких деток, которые непременно должны иметь это полноценное образное мышление, уметь почитать иконы. В этом тоже состоит церковное Предание: передача от одного поколения к следующему. Торжество Православия – праздник, утвердивший христианское учение об истинном Боге.

 

Иерей Сергий Сиротин

Проповедь в неделю Торжества Православия

13 марта 2022 г

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button