Проповеди

«Все мы – участники жизни Церкви»

Свт. Григорий долгое время жил на Афоне и, узнав о изменениях в отношении к церковному Преданию в Церкви, выехал со Святой Горы, чтобы участвовать в этих внутрицерковных спорах, которые в последствии даже получили название в богословской науке «паламитских» споров, «паламитских» соборов. Всю свою жизнь святитель посвятил защите того богословия, которое изначально было присуще христианской Церкви.
Но так бывает, что происходит некий революционный переворот в сознании людей. Когда мысль о живом Боге, о Боге Авраама, Исаака, Иакова, о Боге, Который живёт и действует в мире, как-то уходит из церковного сознания людей. И люди начинают мыслить Бога «как придётся». Как что-то отдалённое, миру этому не причастное. Или, наоборот, считать, что Бог растворён во всём…
Так правильное учение о живом истинном Боге постепенно исчезает. Святитель Григорий отстоял его перед лицом людей, мыслящих не-церковно.
В чём заключалось это учение и почему оно важно для нас?
Григорий вместе со всей Церковью утверждал, что подвижники, монахи во время умной молитвы сподобляются созерцать Нетварный Свет Божества и по православному догматическому учению разделял непознаваемость Сущности Божией и возможность видеть Его энергии (то, как Бог действует). Учение о божественных энергиях можно назвать учением о благодати, учением об обожении человека, к которому мы все и призваны в конечном итоге.
В русской церкви есть очень яркий пример этого учения! Это наш преп. Серафим Саровский Чудотворец. Мы знаем из его жития и из воспоминаний, как Старец преобразился перед Мотовиловым. И вместе с ним преобразился и его собеседник! Мотовилов говорит преподобному: «Отче, я не могу на тебя смотреть, мне страшно!» А тот отвечает ему: «Нет, вы смотрите! Потому что если бы вы не были достойны, то вы бы и не смогли видеть этого. А Господь вам дал созерцать. А я просто помолился внутри себя, чтобы Господь открыл и вам немного ту Славу, которая мне, убогому Серафиму, доступна». Вероятно, преподобный Серафим и не знал об учении свт. Григория, которое было сформулировано за полтысячелетия до него. Но он являл это учение своей жизнью.
Мотовилов – это мы с вами. Он был такой же человек, такой же прихожанин. Он приехал к своему старцу и сподобился видеть неизреченную славу Света Христова, которую сподобляются видеть подвижники.
А что же мы? Мы — люди грешные, мирские, обременённые заботами века сего… Мы не участники церковного Предания? Не участники жизни Церкви? Конечно же, участники! То, что мы стоим здесь – безусловно, действие тех же энергий, той же Благодати Божией. То, что мы способны верить, способны приходить к Богу значит, что мы достойны этого, как Мотовилов оказался достойным созерцать Божественный Свет. А были бы недостойны – не стояли бы сегодня здесь, в храме, а были бы где-то в другом месте.
Мы с вами в Церкви. А значит видим, а если не видим, то чувствуем, а если не чувствуем, то знаем о присутствии Нетварного Божественного Света.
Важно наше отношение ко всему церковному. К каждому «Господи, помилуй!». Св. Иустин Попович пишет, что каждое «Господи, помилуй!» — это жизнь Духа Святого в Церкви. Мы должны понимать, приходя сюда – каждый в своём чине – где мы находимся. Мы не просто собрались здесь, а нас Господь сюда призвал. Мы тоже разделяем с преподобным Серафимом, со всеми святыми участие в Божественном Свете, даже если не видим его по нашим грехам, по не-до-разумению…
Зак каждой службой, за каждой Литургией надо видеть Христа и Его Свет. Премудрая Церковь так устроила, что во 2 неделю Поста мы вспоминаем свят. Григория и его учение о Божественном Свете. Попостившись немного, мы чуть ближе становимся к тому образу, который в нас задумал Господь, который Господь пытается в нас воссоздать, восстановить. Так, восходя от силы в силу, мы пытаемся подняться вслед за нашим Господом на гору Фавор, где Он когда-то преобразился и просиял тем самым Нетварным Божественным Светом, и надеемся сподобиться Его созерцать и, как и апостол Пётр, воскликнуть: «Господи, хорошо нам здесь быти!»
Мы живём не просто так, не просто так бываем в церкви. Мы участвуем в живом богообщении. Наш Бог – Бог живой. Для противников учения свт. Григория Бог – лишь слово. Для них Он транцендентен, христианство – лишь учение, не имеющее отношения к реальной жизни. Но истинная православная догматика – наполнена пульсирующей жизнью, пронизана Божественым Светом. И все мы – участники этой жизни.

Иерей Сергий Сиротин

Проповедь в неделю свт. Григория Паламы

20 марта 2022 г.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button