Проповеди

«Природа Церкви — евхаристична»

С днём установления Таинства Евхаристии!
Природа Церкви – евхаристична. Всё, совершаемое в Церкви, всегда венчается Евхаристией. Богослужебный день, начинающийся 9 часом и Вечерней, покрывается Евхаристией. Евхаристия – венец дня. Евхаристия – венец всего года. Великим постом мы лишаемся ежедневной полной Литургии и лишь дважды в неделю можем пировать на Божественной Трапезе. И это главное воздержание Великого поста.
Господь идёт до конца, Господь совершает всё. Он движется к крестным Страданиям и перед Ними собирает своих учеников, преломляет хлеб, освящает вино… «Кому не умою ноги, тот не имеет части со Мною», — говорит Господь ученикам. Значит, мы должны быть с-частливы со Христом, часть и счастье – однокоренные слова. Господь повелевает временем и пространством. Ещё до крестных Страданий Он благословляет Чашу, говоря, что «это Кровь Моя, изливаемая за жизнь мира».
В Страстную Седмицу грань между Небом и Землёй стирается, истончается. Господь берёт для причастия самые простые вещи: хлеб и вино. Почему? Мы видели, как Господь входил в Иерусалим: в простой одежде, на ослике… Господь прост. Но при этом Всесилен и Всемогущ. В хлебе Он всего Себя отдаёт верующим.
Мы имеем часть от Ветхого Адама, потому мы смертны. Господь – Новый Адам. Принимая часть от Него, мы принимаем часть живую, часть воскресшую, имеющую связь с Древом Жизни.
В Церкви есть очень хороший образ. В раннехристианском литературном памятнике «Учение святых апостолов» говорится, как хлеб для Евхаристии собирали со всех холмов, отовсюду, где он растёт, собирали воедино. Так и Церковь соберется воедино, потому что Церковь – это Евхаристия.
Сегодня мы ликуем. Потому что это Божественный пир, Чертог украшенный, который мы видим, причащаясь Святых Таин Господних. Но мы понимаем так же, что это и Страдания Христа, за нас Страдания. Господь идёт на Них Сам. Уже мы слышали в Евангелии, как Господь молился один и по человечеству Ему досадно и больно, ведь человеку смерть противоестественна. Ученики засыпают, они ещё не понимают… «Господи, вот два ножа» (т.е. меча) – «Господи, мы тут сейчас всех перемолим». «Довольно», — говорит им Господь. Он понимает, что они ещё дети… Всё уже свершилось, потому что была уже Евхаристия. В Ней и смерть Господня, и Его Воскресение, и Вознесение. Евхаристия — Таинство Таинств.
В нашей обыденной жизни мы тоже завязаны на Евхаристии. Соборуемся, а потом причащаемся. Каемся, чтобы причащаться. Венчаемся, чтобы брак был честен, и мы могли причащаться. Священство… Священник нужен не для красивых слов, а чтобы служить Евхаристию. Это самое главное. Если священник не служит, он зря рукоположился. Когда священника рукополагают, архиерей даёт ему часть от освященного Агнца, часть от Тела Христова и говорит: «Прими залог сей. О нём дашь ответ на Страшном Суде». О том, как ты служил Литургию, как ты Её совершал… Всё храмовое действо существует ради Литургии! Есть и другие аспекты жизни храма и служения священника, но все они второстепенны. Главное – Литургия! Наша жизнь должна быть наполнена Евхаристией и должно быть постоянное желание причастия. Вопрос «как часто»? Здесь важна мера и каждый сам себе её выбирает. Но, конечно, неправильно причащаться раз в год. Нельзя хотеть быть с Господом и причащаться раз в год. Так не может быть. Это искажение. Причастие должно быть в ритме жизни человека, как бьётся сердце, как пульсирует кровь. Если причастия в таком ритме нет, то что-то не так в нашей духовной жизни.
Без Евхаристии немыслимо наше мировоззрение, наши отношения с Господом. В Евхаристии прощаются наши грехи. Мы каемся, а венчается это Евхаристией.
Сегодня в Апостоле мы слышали, как «апостол языков» Павел описывает Евхаристию и говорит о недостойном причащении. Говорит, что люди невнимательны и ведут себя недостойно Трапезе Господней. И апостол Павел говорит, что многие умирают, причащаясь недостойно. Это правильно. Потому что если ты не видишь за Хлебом и Вином Тела и Крови Господних, не видишь там Христа и причащаешься, то ты не рассуждаешь, что ты делаешь. Конечно, это в осуждение.

Страстная седмица. Христос называет учеников друзьями. Предательство друга – это страшно. Господь всё предвидел, но по человечеству Ему больно: друг пошёл и предал. Продал за 30 сребренников. Как можно оценить друга?.. И здесь же, в это же время, происходит Евхаристия, причащение учеников. Посмотрите, как всё концентрированно, сжато! И предательство, и назавтра распятие, и разбегающиеся (не предающие, но испугавшиеся в начале) ученики… Евхаристия всегда такая. Человек верующий всегда понимает, где он находится. Безусловно, будут искушения, гонения: внешние или внутренние. Господь совершает Евхаристию в диком напряжении, вокруг бушуют страсти. Так будет всегда. Никогда тёмные силы, никогда каиново отродье не оставит человека верующего в покое. Всегда это будет зримая или незримая война. И мы должны её держать и терпеть. Потому что мы верующие люди, потому что мы любим Господа, потому что Евхаристия – пульсация нашей жизни.

Иерей Сергий Сиротин.

Проповедь в Великий Четверг, 21.04.2022

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button