Без Церкви нет спасения!
Сегодняшнее Евангельское чтение — о расслабленном, который сам не мог передвигаться, и ко Христу его принесли близкие.
Все мы — в той или иной степени расслабленные. Это может быть физическая расслабленность, когда мы в силу возраста или болезни не можем ходить. Когда иссякают жизненные силы…
Бывает, что терзаемый помышлениями, страстями или предрассудками, человек не может прийти в храм. Ноги не несут… куда угодно несут, а в храм — нет… Получается духовное расслабление.
Все эти формы расслабленности происходят от одного корня — от человеческой греховности. И Господь сегодня в Евангелии это прямо говорит: «Прощаются тебе грехи твои», и ещё говорит: «Встань и ходи» (Мф. 9:2-8). Значит, болезнь есть следствие греха.
Когда мы в расслаблении, нам нужен человек. Тот, кто физически ли, духовно ли, возьмёт нас и понесёт ко Христу. Другими словами, нам нужна Церковь. Если Церковь с нами, или мы с Церковью, то и Господь с нами, не важно при этом, где мы будем находиться территориально.
Господь простит нам грехи и дарует Своё Царство. Но в Церкви! Без Церкви нет спасения.
Сегодня мы празднуем память двух святых жён. Каждая из которых потрудилась об утверждении православной веры. Вот как удивительно: слабые, казалось бы, женщины выступили наравне с сильными и мудрейшими.
Святая мученица Евфимия Всехвальная и святая княгиня Ольга Равноапостольная.
О святой Евфимии мы вспоминаем всвязи с чудом, которое сегодня и празднуется. Оно произошло в Халкидоне, где мученицу очень почитали и где покоились её святые мощи в соборе. Это время, когда бушевала ересь монофизитства и её проповедники — Диоскор, Евтихий, Севир Антиохийский и многие другие — утверждали, что божественная природа растворила, поглотила человеческую природу во Христе. Ересь эта страшна, на самом деле, это не просто заблуждение. Ведь если так, то Господь становится далёк от нас. Он велик, непознаваем, всемогущ! А мы — маленькие и где-то далеко-далеко. Мы исповедуем истинное человечество во Христе, зная, что именно так Господь нас и спас, что именно так мы имеем одну природу со Спасителем — человеческую. Отцы Халкидонского Собора (4 Вселенского) провозгласили православное вероучение: во Христе две природы, божественная и человеческая. И, чтобы удостоверится в правильности своих решений, отцы два свитка положили на грудь святой Евфимии. На одном свитке была написана доктрина монофизитства, на другом — православное вероучение. Положили, закрыли раку и оставили на несколько дней, которые молились и постились. Потом, когда открыли раку с мощами, увидели, что свиток с православным исповеданием веры так и лежал у святой на груди, в руках. А еретический — в ногах, как бы попираемый.
А святая княгиня Ольга достигла такого авторитета, что, когда князь Владимир решил сменить веру, то его советники сказали ему: «Если бы православная вера не была бы истинной, то твоя бабка — мудрейшая из мудрых — не исповедовала бы её». Крещение и принятие православия княгиней Ольгой сыграло одну из решающих ролей в последующем крещении всей Руси.
Свящ. Сергий Сиротин
Проповедь в воскресенье, память св. равноап. Ольги и св. муч. Евфимии, 24 июля 2022 г.