Проповеди

«Этому миру нужен Крест»

Сегодня мы слышали евангельское чтение о том, как Господь отправил Своих учеников одних в лодке на другой берег Генисаретского озера, как они были испуганы, но двигались в указанном Господом направлении. А Господь, идя по водам Генисаретского озера, приблизился к лодке и спас их от бури.

Кроме того, сегодня особенный день, когда вспоминается тайна Креста Господня.

Хождение по водам Спасителя — это удивительное место в Писании. Господь являет Своё Божество ученикам, показывая им, что он Хозяин, Властитель всех стихий, которые есть на земле, что Он — их Творец.

Действительно, ученики очень испугались: шторм на озере бывает очень сильным, опаснее морского. Но — удивительно!— они всё равно не свернули! Господь сказал им плыть на другую сторону, и они плыли, перебарывая свой страх. Но вот когда Господь появился, они испугались исповедовать Его Господом. Помните, уже по Воскресении апостол Иоанн Богослов, увидев воскресшего Христа, сказал остальным: «Это Господь». А тут они увидели Спасителя и сказали: «Это призрак». И Господь говорит им: «Нет. Это Я. Не бойтесь».

Дело в том, что путь христианина, путь верующего человека всегда сопряжён с радостью о Господе, с принятием благодати Христовой, с чувством своего спасения, с чувством Царствия Божия, с чувством Рая, с радостью встречи со Христом («Это Господь!»). Но иногда Господь нас оставляет, посылает одних в лодке через море, чтобы мы научились вере. И чтобы эта вера была не просто вербальным, словесным выражением или каким-то эстетическим чувством. А чтобы она была чем-то настоящим. А настоящее приобретается всегда, когда ты один в море и мобилизуешь в себе все свои ресурсы внутренние. Как говорит поговорка, в момент опасности человек становится тем, кто он есть.

Мы выходим из храма и забываем, что мы — верующие люди, нас погружают стихии мира сего. Мы иногда, как апостол Пётр, выходим из лодки и дерзаем пойти по воде сами. Это правильно, человек должен дерзать свою веру демонстрировать. Но апостол Пётр испугался. Этот страх от помыслов, от того, что нет доверия Господу, от недостатка настоящей веры. И Пётр начал тонуть. Но имея в себе уже достаточный опыт общения со Христом, апостол первым делом закричал: «Господи, помоги!» Для нас это важный пример. Мы погибаем, утопаем, изнемогая от страстей, обстоятельств. Но, даже потеряв на какое-то мгновение веру, нужно закричать: «Господи, помоги!». И Господь обязательно поможет, скажет ласково и утешительно: «Что же ты усомнился, маловерный?»

Приближение Господа по водам, демонстрация Божества приближает учеников к тайне Креста Господня. Что такое Крест для нас? Это бесконечная тайна. Ведь Всемогущий Бог, сотворивший мир, распялся и умер на Кресте. Ум отказывается это понимать! Царь мира, Властелин всей Вселенной, Господь приходит и погибает на Кресте.

Сегодняшний день связан со Крестом. Перевод «происхождение Честных Древ Креста Господня» — не совсем верный. Скорее «преднесение». В Византии был обычай в августовские дни выносить Древо Того Самого Креста, на Котором был распят Господь. По разным причинам: было много больных в эти дни, это время локальных эпидемий, вода цвела и застаивалась к августу и нуждалась в освящении. Да и общее мировоззрение византийцев было церковноцентричным, крестоцентричным. Крест всегда наверху (как в храме). Эта величайшая тайна Божия, которая нам явлена и соучастниками которой мы должны быть.

В Евангелии мы слышали сегодня, что Господь со Креста говорит Богородице и Иоанну Богослову, а через них и нам. Мы не понимаем, мы вопрошаем об этой тайне. Господь не отвечает нам, не разъясняет. Она нам будет, возможно, явлена позже, после Второго Пришествия. Но Господь нас, как и Иоанна Богослова, усыновляет Пресвятой Богородице.

Крест является для христианина началом и концом. Мы начинаем день с крестного знамени, им и заканчиваем. Наш самый главный день — день Великой Пятницы, который спрятан в литургическом году. Потому что если бы человек каждый раз так приближался к Кресту, то он бы этого не выдержал, это очень трудно. Один день в году мы духовно напрягаемся, чтобы приблизиться ко Кресту Нашего Господа, чтобы предстать перед этой тайной. Ни в коем случае не разгадать её, но созерцать, видеть, преклоняться, получать благодать.

Вынос Креста по обычаю Византии актуален сейчас. Мир, который вокруг нас, нуждается в Кресте. Мир болен, мир лежит во зле, мир весь проказился в смыслах. Люди перестали видеть смысл для существования. Даже обычные вещи уходят из под ног. Это не осуждение, а жалость. Мир безумен, потому что если бы человек расставил приоритеты, то он бы увидел, где земля, а где Небо. Не видя Креста, человек этого не понимает, он не знает, как быть со всем окружающим его. Так и варится человек в своих жутких, злых, горделивых помыслах, в безумных потугах построить мир без Бога и без Его Креста.

Этому миру нужен Крест. Нужно его понимание. Мы читаем светилен: «Крест — красота Церкви, Крест — царей держава». Но мир не видит этого, не понимает.

Давайте будем назидаться тем, что слышали сегодня в Евангелии, тем, что мы видели вынос Креста. Чтобы Крест был для нас смыслообразующим фактом всей нашей жизни, пусть до конца неразгаданным. Но, видя Крест в нашей жизни, может, и мир в чём-то изменится, ведь таких историй, когда человек от грешного мира воскресал к Христовой истине, очень много.

 

Свящ. Сергий Сиротин

Проповедь на Изнесение Древ Креста Господня, 14 августа 2022 г.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button