Проповеди

«Правильное мировоззрение даст нам путь жизни»

Сегодня, слушая Евангелие, мы слышали, как, искушая Господа, Его спросили: «Какая заповедь большая в Законе?» Господь называет две заповеди: о любви к Богу и о любви к ближнему. И на этих двух заповедях висит (очень точное слово употреблено в славянском тексте) весь Закон и пророки.

Когда Адам только появился на земле, в Раю, он не мог сразу возлюбить Бога. Для этого ещё не сложились их отношения, не был ещё пройден совместный путь. И вот появляется второй человек в Раю, появляется Ева. Адам, восстав от того исступления, в которое ввёл Его Господь, восклицает: «Се кость от костей моих и плоть от плоти моея!» Возникает первая любовь человека к человеку. Дело в том, что без любви к ближнему, настоящей любви, любви самоотверженной, без той любви, которая не ищет своего, которая всё терпит, всё прощает, которая ничего своего не ищет (1Кор, 13:1-8) настоящей любви к ближнему не может быть. В противном случае отношения между ближними всегда будут ущербными. Адам искал подобного себе, но не нашёл. И тогда появляется другой человек рядом. Через любовь к Еве Адам может возлюбить и Бога.

Нам с вами Господь говорит то же: сначала возлюби ближнего, а потом уже Господа.

Есть много и других заповедей. Но если начать сравнивать их, то мы снова увидим: либо это заповеди по отношению к ближнему (до лапидарности ясные в Декалоге: не убий, не укради, не пожелай), которые если мы нарушаем, то проявляем нелюбовь по отношению к человеку. Либо это заповеди о Боге: не сотвори себе кумира, например. Таким образом, все заповеди можно выразить теми двумя, о которых мы прочитали сегодня в воскресном Евангелии.

Почему на них именно висят все остальные? Почему именно это слово (ср. «на вода́х зе́млю пове́сивый» песнопение Утрени Великого Пятка)? Висит то, что высоко. То, что нельзя сразу ухватить, а надо потрудиться, преодолеть какое-то препятствие. Человек, вырастая, переходя от детского состояния во взрослое, нуждается в мировоззрении. По каждому пункту своей жизни ему нужно иметь мировоззрение: что такое семья, кто мои родители, где моя Церковь, где я встречаю ближнего, где я встречаю Бога. На этом пути человек часто ошибается. В одной христианской книге рубежа 1-2 веков есть хорошие слова: «Есть путь жизни и есть путь смерти». Дальше буквально воспроизводится сегодняшний евангельский отрывок о любви к ближнему и Богу. Чтобы идти по пути жизни, нужно иметь вот это мировоззрение, на котором висит всё мироздание. Всё остальное мировоззрение — есть путь смерти.

Мы перестали быть чёткими и ясными в своём мировоззрении. Нам всё всё равно. Нам нет дела до ближних, пусть они хоть погибают в канаве, пусть они заблудились — нам всё равно. Нам всё равно, как живёт наше Отечество, нам всё равно до нашего народа, погибает он, уменьшается — нас это не касается. У нас часто вообще нет мировоззрения, есть только некая инерция жизненная: сердце запустилось при появлении на свет, стучит — значит живём, а как — какая разница? Но это путь погибели, путь смерти. Человек не может жить без мировоззрения. Если его нет, то это святое место заполнит враг рода человеческого, предложив своё мировоззрение, основанное на диаметрально противоположных вещах: нелюбви к человеку и всему, что с человеком связано: семье, Отечеству, истории его рода и его народа, и в конечном счёте, к Богу.

Зачем Бог человеку без мировоззрения? Бог — это слишком ясно. Без мировоззрения зачем принимать эти ясные и простые вещи? Проще жить невнятно, смешивая и перемешивая чёрное и белое, всё делая серым, подменяя понятия. Только это путь смерти. Путь же жизни в ясных и чётких вещах: возлюби ближнего и возлюби Бога. Тогда и всё вокруг выстраивается, становится ясным, понятным, очевидным, рассеиваются тучи и моментально выходит солнце. При ясном мировоззрении мы понимаем, кто мы и где мы. Если я сам по себе и ближнего у меня нет, то в моей жизни что-то не так. Если мой ближний рядом страдает, то я иду не туда. Если я не люблю Бога и не пытаюсь Его возлюбить, значит где-то я ошибся, споткнулся и что-то поставил на Его место.

Дорогие, нам надо быть очень внимательными. Правильное мировоззрение даст нам правильный путь. А правильный путь приведёт нас к жизни. А жизнь — это Господь, это Рай, это жизнь не только в рамках Кузьминок или планеты Земля, но Жизнь Вечная с Господом.

 

Свящ.Сергий Сиротин

Проповедь 25 сентября 2022 года

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button