Проповеди

«Я могу говорить»

В день преподобного аввы Сергия вот, что хотелось бы сказать.
Преподобный Сергий — очень важная в нашей истории фигура. Это человек, по чьим молитвам, с чьего благословения началось освобождение Руси от двухвекового гнета.
Человек, который уже при жизни обладал даром прозорливости и чудотворения.
Человек, с именем которого связано начало новой жизни нашего народа.

Многие из нас с вами родились в другое время, в другом государстве. Наше, моё в частности, детство прошло совершенно в иных внешних обстоятельствах. Мы не задумывались, как нам жить, что делать. Почему? За нами была некая сила, некая мощь. Мощь огромного государства, которая позволяла нам жить беспечно. Небо было синим, детство было счастливым. И даже о какой-то бедности нашей мы не особо задумывались.
Всё резко изменилось в 1991 году, когда огромное наше государство перестало существовать, и мы вступили в череду падений, если быть честными и называть вещи своими именами. Потому что нельзя предать Родину, и чтобы всё оставалось, как прежде. Так не бывает. Многие не понимали, что тогда произошло и пустились в прекрасы новой капиталистической жизни, совершенно потеряв при этом основу под ногами. Потеряли Церковь. Потеряли свою землю, опору, Отечество, которое их вскормило. Это безумие было очень мощным и повсеместным. Это очень удивительно, ведь люди, выросшие в большой, победоносной, сильной стране почему-то не смогли удержать свою Победу и понести её.
Те, кто понимали, что происходит, уже тогда, в 1991 году, писали о случившейся катастрофе. Катастрофе, которая обернётся сотнями тысяч жертв. Очень быстро за тем случилась первая Чечня, за ней — вторая. Господь нам быстро показал, что не всё так гладко в капиталистическом раю. Бесконечные войны и конфликты по всем бывшим республикам Союза… Мы уже не говорим о жертвах наркомании, алкоголизма, которые во многом тоже были следствием событий развала страны. Не говорим о захлестнувшем страну количестве абортов и настоящей демографической пропасти 90-х…

Все эти годы мы настолько свыклись с мыслью, что мы — побеждённые, проигравшие, что нет у нас права голоса, что настоящая жизнь — она где-то там, за западными границами нашей страны. А наш удел — удел половой тряпки, валяющейся на полу. И не можем мы никому ничего сказать, можем только отдавать богатства страны: нефть, газ, леса…
Было так долгие годы. Моя зрелость пришлась на 2000-е. Я хорошо помню, что всем было всё безразлично, кроме денег. Если задавался вопрос: «Кем ты хочешь быть?» или «Куда ты пойдёшь учиться?», то ответ всегда лежал в плоскости «что выгодно» и «где можно больше заработать», но не было речи о пользе Отечеству. Никого не интересовало, что с нашей Родиной будет, что с землёй нашей будет.
Людей, которые думали иначе и пытались об этом говорить вслух, было очень мало. Их голос терялся в общей массе, а часто и сознательно глушился адептами всяческих свобод и вседозволенности. Но голоса эти не умолкали. Они звучали, как колокольчики, еле заметно. Года, наверное с 2008 эти голоса стали ярче и сильнее. Определения стали более твёрдыми и ясными. С 2014 года, когда мы позволили себе вернуть свой Крым, голоса ещё окрепли. Когда восстал Донбасс и стал кровью доказывать всему миру, что они (а на самом деле — мы) имеем право не принимать итогов 1991 года. Ведь на самом деле все события — это следствия именно тех происшествий. Тогда голоса окрепли окончательно. Много масок сбросилось тогда, многое обнажилось. Но не всё.
Восемь долгих лет люди, которые чувствуют под ногами свою землю, своё Отечество, а не просто государство или её правителей, кто благодарен своей земле и Богу, давшему нам именно эту землю, ждали разрешения наросшего противостояния, наросшего недоумения.
Последняя речь Президента нашей страны, которая прозвучала перед присоединением республик и областей, была тем голосом, который тихо звучал все 30 лет, но наконец прогремел во всеуслышание. «Теперь ты притчей никакой не говоришь». Всё сказано предельно ясно, вещи названы своими именами, заданы прямые и точные вопросы: где мы? С кем мы? Осталось только каждому определиться, его это земля? Его это часть, а значит сЧАСТье? Вчера читали в 117-ом псалме, как пророк Давид говорит: «Часть моя Ты, Господи», т.е. «Счастье моё Ты, Господи». Вот здесь моя часть или где-то за пределами, где можно схорониться от мобилизации и выполнения своего сыновнего долга? Я часть этой страны только когда меня тут кормят и учат? Или когда пришли времена испытаний тоже?Уместно тут вспомнить и святую Елизавету Феодоровну, день упокоения которой, кстати, случился в летний день памяти преподобного Сергия. Елизавета Феодоровна, будучи немецкой принцессой и внучкой английской королевы Виктории до последнего вздоха не забыла о своём новом Отечестве, о той стране, где она жила, любила, радовалась. Она не сбежала на историческую родину, хотя могла, а приняла судьбу России, оставшись ей благодарной до самой смерти.
То, что сказал Владимир Владимирович — это беспрецедентно в мировой практике последних лет. Кто ещё смог себе позволить такое сказать? Только человек внутренне свободный, человек, который долго к этому шёл, который создавал вокруг себя среду, способную услышать и воспринять. Наверное, пока у нас ещё нет народа. Он весь как-то распался, разъединился. Но я надеюсь, что Господь даст ему воссоздаться как личности. Я надеюсь, что мы назовёмся одним народом и одним целым, что нас объединяет нечто большее, чем капиталистические идеалы. Я надеюсь, что у нас есть Церковь, наша Церковь. У нас есть герои, у нас есть наши святые! Нам есть, за что жить и за что умирать. Всё это было озвучено в речи Президента, за что ему спасибо. Мы очень долго ждали такого внятного слова в куче звучащих голосов пугачёвых, моисеевых и прочих, которые лгали нам, лгали от начала и до конца.
Вчера Владимиру Владимировичу Путину исполнилось 70 лет. Хочется пожелать ему ещё долгих лет жизни, крепости в той правде, которую он выбрал. Он выбрал её не вчера. Псково-Печерский монастырь ко дню рождения Президента опубликовал такую историю. В 2000-м году Владимир Путин встречался с родными погибших псковских десантников. Эта трагедия была одной из самых страшных в той войне даже для «видавших виды» (например, генерал Трошин в своей книге писал, что именно она для него — самое тяжёлое испытание всей чеченской кампании). После встречи с родными погибших ребят Путин приехал в Псково-Печерский монастырь и пошёл к о. Иоанну Крестьянкину. Мы не знаем, о чём они говорили. Знаем, что после беседы Путин вышел приободрённым, а о. Иоанн сказал, глядя вслед уходившему Президенту: «Дай Бог нашему теляти да волка съести».
За 30 лет мы привыкли к предательству, как норме жизни. Мы везде видим предателя, начиная от дворника, который нехорошо делает свою работу, до Президента, который обязательно всем нам врет. Может, пришло время поверить? Даже если мы ошибёмся. Есть хорошая русская поговорка: «Лучше поверить врагу, чем не поверить другу». Пришло время верить.
Споём многая лета Владимиру Владимировичу. Дай Бог ему и его окружению преодолеть всё. А мы со своей стороны будем верить и любить, как христиане. И не будем забывать, что это наше Отечество, наша земля и кроме нас никто не сможет её поднять и по-сыновнему любить.

Свящ. Сергий Сиротин, проповедь в день памяти преп. Сергия Радонежского, 8.10.2022

*Заголовок — цитата из пролога к фильму «Зеркало» Андрея Тарковского.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button