Проповеди

«Бога никто никогда не видел» (1 Ин. 4:12)

Сегодня мы читали, как по слову Господа ученики закинули сети в озеро и, несмотря на то, что до этого они многажды делали это и доставали сети пустыми, теперь, проявив веру ко своему Учителю, выловили великое множество рыб.
Апостольство, которым наградил Господь Петра и других учеников — удивительный дар и удивительное явление в церковном мире. Частичка апостольской веры и проповеди есть и в нас. Если бы они не вышли на проповедь, не закинули бы сети и не стали бы ловцами человеков, где была бы вера наша?
Все апостолы очень разные. Каждый из них получил своё особенное дарование. Про кого-то мы знаем много. Например, про апостола Павла, который хоть и не был напрямую учеником Христа во время евангельских событий, но Деяния почти полностью говорят о его проповеди христианства.
Про апостола Андрея мы не знаем практически ничего. Он несколько раз появляется в Евангелии, а потом совершенно исчезает из «достоверных источников». Лишь предание говорит, что он дошёл до киевских холмов и даже до Новгорода.
Всё, что есть у нас: наша литургическая (богослужебная) жизнь, наше богословие — уже было у апостолов. Они крестили, возлагали руки в Таинствах, они совершали Евхаристию. Форма Таинств отличалась от нашей, но суть не изменилась.
Почему же так?
Про апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы тоже знаем не очень много. Но дела его говорят красноречиво. Творения, которые он нам оставил, сильно отличаются от других апостольских текстов. Его Евангелие стоит особняком в корпусе Четвероевангелия. Его послания тоже отличны. И совершенно отдельной глыбой стоит Откровение Иоанна Богослова.
Апостол Иоанн отвечает в своём послании на вопрос, почему же суть совершаемых Таинств, догматика и богословие остались теми же во веки, что были при нём и его сподвижниках. «Бога никто никогда не видел», — пишет апостол любви (1Ин. 4:12). Казалось бы, это отрицательное утверждение, говорящее нам: «Не видели, значит и нет Никого и точка». Но вера — она от слышания! А апостол ещё и добавляет: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин. 4:12). Этой заповедью любви Иоанн Богослов всех нас связывает и приводит в единство. Господь говорит, что эта заповедь — «Да любите друг друга» — наибольшая. Апостол Иоанн объясняет в послании далее, приводя пример Святой Троицы: «Как Сын любит Отца…». И ещё: «Как Бог возлюбил нас…» так и мы должны иметь любовь между собою.
Любовь — удивительная добродетель. Мы можем пытаться возделывать в себе разные добрые качества. Например, решим взрастить добродетель поста. Довольно быстро становится понятно, что постники мы весьма относительные. Можем пытаться смиряться. Но и тут в скором времени понимаем, что смиренники мы тоже очень посредственные. Начинаем истово молиться, но и тут хватает нас ненадолго. Отчего всё так? От того, что первая и главная добродетель — заповедь любви друг ко другу. Если будет любовь в Церкви, между людьми, то всё остальное приложится: и молитва искренняя, и смирение подлинное, и пост. Любовь — она как соль. Она всё приправляет и проявляет суть.
Казалось бы, любить — это так естественно для человека! Мы любим своих детей, супругов, друзей. Но когда мы сталкиваемся с истинной любовью, которая не терпит зла, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (1Кор. 13:1-10), то мы начинаем понимать, насколько это на самом деле трудно. Любовь не имеет чёткого определения. Любовь всегда на шаг впереди тебя: вот, вроде ты уже достиг её, но нет, она всегда выше, всегда бесконечнее. Но не стремясь к ней, мы всё потеряем. «Кто не любит брата своего, тот и Бога любить не может», — говорит апостол Иоанн.
Как достичь той любви? Нет готового рецепта. Каждый идёт этот путь сам. Но любовь точно есть там, где люди не ищут своего, а ищут общего, причём вечного, божественного. А от своего отрекаются. Нет любви там, где есть ложь. Ложь и любовь не могут быть рядом. Нет любви там, где смысл и цель — деньги. Получается сплошное доказательство «от противного», как в геометрии. Или, если помните, как Пушкин описывает свою любимую героиню — Татьяну Ларину:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней
Тоже через отрицания. И у апостола Павла так же в гимне Любви (1Кор, 13:1-10). И апостол Иоанн говорит о Боге, Который есть Любовь через отрицание: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».
Апостолы возлюбили друг друга, Бога, свою паству и частицу той апостольской любви передали нам вместе с догматикой, богословием и литургическим преданием. Потому и суть Таинств осталась прежней, она в любви.

Свящ. Сергий Сиротин,

проповедь в день памяти апостола Иоанна Богослова, 9.10.2022

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button