«Господь не общается с толпой, Господь общается с человеком»
Сегодня мы слышали Евангелие о Закхее. Этот рассказ очень ярко характеризуют личные отношения Бога и человека.
Господь приходит в город Иерихон. Жил там один мытарь, причём он был старшим над другими мытарями. Мытарей не любили. Они были своего рода полицаями, потому как относились к Римской Империи, которая на тот момент захватила Иудею. А Закхей был ещё и начальником у мытарей.
И вот такой человек искал увидеть Иисуса. Господь идёт в Иерихон, окружённый толпой. Но Господь не общается с толпой, Господь общается с человеком. Господь приходит к человеку.
Закхей хочет увидеть Господа, о Котором, очевидно, слышал. Но толпа не даёт ему подойти, а Закхей маленького роста.
А дальше Закхей совершает поступок веры. Вера — это прежде всего поступок, это шаг навстречу Господу. Попробуем представить себе: Закхей был знатным человеком, богатым человеком. Наверняка хорошо одетым. Очень вероятно, что была у него и охрана, ведь он не был желанным гостем в тех местах. И вот этот, облечённый властью и полномочиями человек лезет на дерево! Будто какой-то мальчишка. Чтобы просто увидеть Христа.
Встреча человека и Бога происходит гораздо раньше, чем мы привыкли думать. Господь всегда близко. Закхей только захотел увидеть Христа, а Господь уже был рядом. И Он первым обращается к сидящему на дереве Закхею: «Слезь с дерева, Я сегодня буду у тебя в доме».
Много было достойных в Иерихоне людей, но Господь решил войти к самому грешному из них, к самому, быть может, отверженному. Евангелие говорит, что все вокруг роптали.
Всё Евангелие о Закхее описано в очень радостных тонах. Господь приходит к нему в дом и — заметьте — ничего не говорит. Господь ждёт. Ждёт дальнейших действий от человека. Ждёт дальнейших поступков.
Закхей понимает, что Господь уйдёт, и в его жизни опять останется всё то же самое, что и было.
Он встаёт и говорит: «Господи, я человек грешный. Кого я чем обидел, отдам в четыре раза больше, а половину всего, что имею отдам нищим».
Этот момент очень интересен. Почему Закхей не говорит: «Я всё отдам»? Вера его была рассудительной. Если бы Закхей отдал всё, то не понёс бы этого подвига. А он рассудил правильно, как совершить покаяние, но не впасть в экзальтацию. И Господь принимает это покаяние.
Мы не знаем точно, что было дальше с Закхеем, но скорее всего он вошёл в число братии, учеников Христа.
Если мы читали этот отрывок, то значит совсем скоро Великий пост. Евангелие о Закхее читается в предверии подготовительных недель ко Святой Четыредесятнице. Это Евангелие о покаянии, о личных отношениях человека и Бога, об их встрече.
Мы — Господни. И Господь придёт нас взыскать. Взыскать — значит взять Своё.
Иерей Сергий Сиротин,
проповедь в неделю о Закхее, 29.01.2023