Проповеди

«Если человек правильно молится, значит, он правильно верует»

В скором предверии Поста Церковь предлагает нам притчу о мытаре и фарисее.
Два человека вошли в храм помолиться. И мы видим два совершенно разных образа молитвы.
Фарисей молился «сам в себе», говоря какие-то «безумные глаголы». Мытарь молился по-другому. То, что они говорили в молитве было совершенно разным.
Когда человек молится, славит Господа, он должен находиться в правильном устроении мысли, он должен правильно мыслить о Боге. Молитва должна быть правильна догматически, соответствовать церковному учению. Бог фарисея, который всё делает вроде бы правильно, какой-то другой бог. Он — не Господь Церкви. Господь, принимающий такую молитву, тоже должен жить по принципу: «Ты мне, я — тебе».
И вот молитва мытаря. Он не был человеком праведным, но его молитва — к Богу. А молитва фарисея — к себе самому. Если человек попадает в эту струю неправильной молитвы, он тяжко согрешает. Отсюда происходят, быть может, все нестроения мира. От того, как человек мыслит Бога.
Мы сегодня вспоминаем новомучеников Русской Церкви. Большевики ведь тоже думали, что они правы, убивая священнослужителей. Господь говорит в Евангелии, что будут времена, когда убивающие вас будут думать, что службу совершают Богу. И вот настало время, когда для достижения лучшего мира, правильного, светлого будущего нужно было убить священников и епископов.
Молитва наша очень много значит. Закон веры, правило веры — есть закон правильной молитвы. Если человек правильно молится, значит, он правильно верует.
На прошедшей неделе мы совершали память двух святых: Марка Эфесского и Максима Исповедника. Они оба стояли на страже православия, когда все отреклись в угоду своим желаниям. Марк Эфесский защищал православие на Ферраро-Флорентийском соборе, когда Византия вступила в унию с католичеством, продалась папству, отчего, собственно, и погибла вскоре. Максим исповедник стоял за две природы во Христе Иисусе. Он один стоял, не усомнился, не убежал, не дрогнул, пострадал (ему усекли руку и язык). При этом ересь монофизитства, против которой боролся Максим Исповедник, психологически нам — людям — понятнее. Нам проще считать Бога Всесильным, Всемогущим, нежели помнить и о человечестве в Нём. Эта мысль трудна, но правильна. Эта мысль трудна для молитвы. Но Бог и человек в Господе Иисусе Христе — неслитны и нераздельны.
Давайте ещё раз посмотрим на этих двух людей. Фарисей, который хотел стать всё лучше и лучше, и молился сам себе, своей мнимой правильности. Мытарь, который всё о себе прекрасно понимал и знал, что только Господь может его спасти. Молился он просто, но какими чёткими и важными словами: милостив будь ко мне, грешному. Не можем мы так напрячься, чтобы стать лучше. Господь может по Своей милости сделать нас лучше и спасти.
Церковная гимнография наполнена текстами исповедания веры. Прислушайтесь! Авторы этих текстов изобразили нашу веру поэтически, выразили образ молитвы. Будем внимательны к нашей молитве, не будем молиться своему безумию, а будем просты, как сегодняшний мытарь.

Свящ. Сергий Сиротин, проповедь в неделю о мытаре и фарисее, 05.02.2023 г.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button