Проповеди

«Господь мыслит как личность не только человека, но и народ»

Наступает то время, когда нам нужно вспомнить, где мы находимся.

Вчера мы начали петь 136 псалом, начинающийся словами: «На реках Вавилонских…», в котором поётся о плаче изгнанных израильтян по своей родине, по Иерусалиму. Второй раз уже пели «Покаяния отверзи ми двери…».

И вот Господь предлагает нам притчу о блудном сыне. Она колоссальна по смыслам, заложенным в ней. Каждое слово в ней огромно. Мы попробуем прикоснуться к толкованию её.

У человека было два сына. Один из них попросил причитающуюся ему долю наследства. Это значит, что фактически он провозгласил смерть отца, ведь наследство получают после смерти родителя. В этом поступке уже была духовная гибель сына. И по возвращении его отец констатирует: «сей сын был мёртв». В одном этом поступке разрушаются отношения отца и сына, Бога и человека.

В своём безумстве человек говорит, что он не признаёт Отца Небесного. Мы можем привести много форм такого отвержения Бога. «Я верующий в душе», например, когда человек пользуется всеми благами этого мира (наследства), но хвалу Богу воздавать не хочет, отвергает её: «Я верю в душе, отстаньте от меня». Или «Бог оставил этот мир» — ещё одно клише-заблуждение, позволяющее жить как хочется, опять же, пользуясь благами этого мира. Или когда человек путает свободу и вседозволенность… Много ещё разных форм жизни без Бога. В притче все они ёмко охарактеризованы словами «ушёл на страну далече». Ушёл от Бога, забыл Его, взял, что ему причитается и ушёл расточать данное Богом. А Бог даёт нам очень много. Разум, волю, свободу, близких и ещё бесконечное множество щедрот, которые мы иной раз и не замечаем, потому что привыкаем. Уйдя от Бога «на страну далече» человек теряет разум: трудно говорить с человеком неверующим, у него почти никогда нет вообще мировоззрения или оно очень искажённое. Человек теряет волю и не может вернуться к нормальной жизни. А начинается это с самого раннего детства… Если когда-то раньше были общепринятые нормы поведения и уважения, то сейчас они во многом стёрты, размыты, уничтожены. Дети уходят и пускаются в соблазны мира сего…

В притче кратко сказано о жизни заблудшего сына: «жил распутно и потерял всё». Конечная степень падения сына — его решение поступить на службу к некому человеку в той «стране далече». По-славянски сказано очень точно: «прилепился». Этим словом в Писании обозначается полное соединение. Например, муж прилепляется к жене и становятся «два в плоть едину». Человек прилепляется к Богу. А тут сын прилепляется фактически к диаволу, т. к. это происходит в той стране, где жил он распутно и потерял всё, что было у него от Бога.

Интересный факт: блудного сына даже не кормили там, куда он нанялся! Человек, живущий во грехе, работает постоянно на грех, посвящая всё своё время ему, но ничего за это не получает. Он мучает себя добровольно. А хозяин этого и хочет: «Ага, ты согласился служить мне, значит я буду делать всё, что захочу с тобой».

Промотавший всё сын, кажется, дошёл до самой бездны. И там вспоминает об Отце. Но из той пропасти, где он оказался, как подняться и пойти обратно? Сын вспоминает о милости Отца, он вспоминает, что даже наемники у Него имеют пищу и кров. Он совершает поступок, отправляясь в свой утерянный дом наняться к Отцу. К нему приходит мысль о покаянии, он решает идти и сказать Отцу: «я согрешил на Небо и пред тобою».

Отец встречает сына ещё до того, как тот пришёл. Господь всегда опережает нас на шаг. Мы только подумали о покаянии и возвращении, а Он уже близко. Происходит встреча.

Нам важно помнить, что Господь бесконечно милостив. Человек страшно грешен. Но Бог бесконечно милостив. Сын отрёкся от отца, объявил его для себя мёртвым, забрав своё наследство. Но Господь покрывает это Своей милостью.

Интересна роль старшего сына, который никуда не уходил и всю жизнь служил отцу. Если представить эту картину, как Царствие Божие, то вот что получается. «Если Ты, Господи, и этого пускаешь в Рай, то я не пойду. Я всю жизнь Тебе служил, а Ты спасаешь вот этого блудного, который отверг Тебя, забыл Тебя!». И если мы можем возроптать на Бога за это, то тщетна вера наша. Господь бесконечно милостив для всех.

Господь мыслит как личность не только человека, но и народ. Это хорошо видно из истории народа иудейского. Господь не наказывал кого-то конкретно из иудеев, но наказывал всегда всех вместе, как народ, как Церковь. Мы тоже живём как народ. Много примеров было в нашей истории, но вспомним самый недавний. 30 лет назад наш народ за те самые «рожки» из притчи, из-за невежества предал свою землю, дал её расчленить. Конечно, были одурачены, теперь это видно особенно хорошо. За что мы позволили в 1991 году хозяйничать на нашей земле чужим жадным и неправедным людям? За возможность поехать в Европу? За их вещи, видеомагнитофоны? А теперь мы, как тот блудный сын, просыпаясь и видя неправедность «нанимателя» в «стране далече» пытаемся вернуть своё наследство, не целиком, но изрядно растраченное.

Нам не только лично, но и как народу надо осознать себя, вернуться от рожков и господина, к которому прилепились. Вернуться к самим себе, своему Отечеству, которое нам Бог дал.

Свящ. Сергий Сиротин, проповедь в неделю о блудном сыне.

12/02/2023

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button