Проповеди

«Творение образов — это дело веры»

Мы во многом привыкли к образам. Они сопровождают нас в жизни.

Но образ — это не повседневность.

Церковь Божия в Ветхом завете жила практически не имея образа (некоторые изображения были на Ковчеге Завета, а в целом они не приветствовались).

Когда Церковь перестала быть достоянием одного народа, когда Она стала Вселенской, то в Своём пространстве Она стала кристализовать разные качества Свои. Например, иерархию. Она была в Ветхом завете в зачаточном состоянии, а в Новом завете проросла и стала истинной иерархией, евхаристической иерархией.

В Ветхом завете были прообразы таинств в жертвоприношениях, богослужениях, храме, но самих таинств ещё не было. В Новом завете не все сразу, но постепенно таинства начинают прорастать, после дуновения Пятидесятницы приобретая свои формы.

Всё это происходило вокруг Евхаристии. Ученики по Вознесении Господнем пребывали вместе, преломляли хлеб в воспоминание Спасителя. Из Евхаристии происходит всё.

Из Евхаристии же и кристализируется понятие иконы, понятие образа.

Творение образов — это дело веры. Ведь как мы сможем говорить о невидимом? Как можно описать неописуемое? Как можно говорить о Боге, Который не сотворён?

Наш Господь не мог не воплотиться. Ещё до начала мира Бог положил Себя в Жертву, мы хорошо знаем икону Пресвятой Троицы кисти преп. Андрея Рублёва, где изображён Предвечный Совет. Там Господь уже предлагает Себя в жертву за грехи человеческие. Когда приходит исполнение времён, Господь принимает на Себя плоть. В богослужебных текстах это звучит как: «неописанный описуется», то есть Тот, Кого невозможно было назвать, теперь изобразим. Господь принял на Себя форму, которую можно изобразить, поклоняясь при этом первообразу. Через образ мы прокладываем мост к невидимому, к неизобразимому. Это свойство веры! И удивительно, что таинства — суть те же образы. Причащаясь Тела и Крови Христовых, мы вкушаем хлеб и вино! Погружаясь в купель крещения, мы говорим, что мы умираем и совоскресаем со Христом, и вода становится образом смерти, а исхождение из купели — образом воскрескения. Способность нашей веры — творить образы.

Происходя из литургической, евхаристической сердцевины, образ пронизывает всю церковную жизнь.

И если вот так размотать клубочек, то становится понятным, что иконоборческая ересь была страшнейшей из всех. Она хотела убить Церковь, хотела убить учение о воплотившемся Христе. Если бы православные проглотили запрет на иконы, приняли бы его, смирились с ним, то дальше уничтожились бы храмы, ведь и они — образы! Архитектура и устройство храмов создавались первыми христианами именно как образ, причём и базилики и появившиеся позже привычные нам крестово-купольные храмы. Потом бы и священство отменили. Зачем оно? Можно молиться истинному Богу. Если изучать литургику, церковное искусство, богословие и догматику Церкви, то понятие образа будет встречаться очень часто. Постепенно не стало бы и Самой Церкви. Конечно, любая ересь, имея происхождение в диаволе, ополчается на самое главное, на Христа и Его Церковь.

Потому отцы так возмутились этой ересью. Св. Иоанн Дамаскин даже до усекновения руки спорил с еретиками. Гонение это было очень кровавым: множество людей пострадали за истину. Гонение было очень страшным, потому что сошлись в споре люди церковные и гонимые были гонимы своими же.

Икона — это действительно камень преткновения. Какое колоссальное глубинное отличие иконы от картины. Цель картины — земная, плоская, фрагментарная, хоть и нередко бывает очень прекрасной.

Икона всегда вне времени, а значит — цельная, а не фрагментарная. Тайная Вечеря в иконе ещё не закончилась, так же, как и в наших молитвах. Мы говорим: «Вечери Твоея Тайныя ДНЕСЬ приими мя причастника». Из иконы Сошествия Святаго Духа веет прохладным дуновением Пятидесятницы, будто и мы внутри Сионской горницы. События эти не ушли, но остались в Церкви, ими живёт и дышит христианская жизнь. Иконоборчество хотело убить красоту, от начала времён присущую нашему богослужению. Икона — послание нам с Небес. Иконоборчество было колоссальным искушением в Церкви. Последний Вселенский Собор собирался, чтобы утвердить в истине учение Церкви и назвался он Торжеством Православия. Почитая иконы, торжествует вся Православная вера.

«Если ты научился поклоняться иконам Христа, Божией Матери и его святых так, чтобы всё твоё существо принадлежало иному миру, значит ты узнал ту тропинку, которая приведёт тебя к источнику нескончаемой жизни» (Игумен Василий).

Иерей Сергий Сиротин, проповедь в неделю Торжества Православия, 5/03/2023

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button