«Господь с нами в каждой Литургии, здесь, в храме присутствует реально в простых вещах: в хлебе и вине»
Сегодня на Литургии мы читали длинное Евангелие. И это не единый отрывок из какого-либо из четырёх Евангелий, это составной текст из разных евангельских мест. Мы слышали сегодня о событиях Тайной Вечери, омовении ног ученикам, о том, как пошёл Господь с апостолами на гору Елеонскую, о взятии Христа под стражу, об отречении Петра, о суде над Христом… Такое Евангелие сегодня, когда мы с вами вспоминаем Тайную Вечерю, читается не спроста.
Таинство Евхаристии, Литургия, вмещает в себя гораздо больше, чем Тайная Вечеря. Это поистине космическое событие, которое совершается в наших храмах. В Литургии мы имеем все возможные способы обращения к Господу. Это и покаянные молитвы совместно с нашим покаянием перед Причастием, это и хвалебная песнь Богу («Благодарим Господа» — возглас на Евхаристическом каноне, который говорит священник, но подразумеваются все прихожане).
Кроме того, Литургия — это ещё и провозглашение догматического учения Церкви, где мы говорим о Святой Троице, о двух природах во Христе, о смерти и Воскресении Сына Божия. В анафоре мы обращаемся к Богу-Отцу, говорим о Жертве Сына, призываем Бога-Духа Святого. Бесконечное и неизмеримое троичное богословие присутствует в Литургии.
Литургия простирается буквально во все уголки нашей с вами жизни. Мы рождаемся — Господь творит нас из ничего, мы приходим в мир по произволению родителей и по воле Божией, а нашей воли в этом нет. Но в Литургии мы участвуем именно своей волей, мы рождаемся заново Божией благодатью. Господь никогда никого не принуждает: хочешь родиться заново — приходи!
Господь входит в нашу жизнь в самых простых вещах. Хотя Литургия — это Пренебесное Таинство, мы не созерцаем ничего невидимого. Мы видим хлеб и вино — самые простые вещества. А значит, всё предельно реально, предельно просто, предельно ясно. Но это простое и ясное наполнено образами небесными.
Святой Николай Кавасила к веществам Таинства Евхаристии относил так же и сам чин Литургии, само священнодействие этого таинства. Как это красиво! То есть все песнопения, все действия, совершаемые на Литургии — так же есть вещество этого Таинства, как хлеб и вино.
Литургия стирает границы времени. Мы говорим о Царствии будущем уже пришедшем. Есть такое место в Литургии, явный анахронизм: «Царство Твое будущее даровал». То есть уже даровал то, что только должно быть. Мы ещё здесь, это реальность. Но мы достигнем Его, когда придёт время, когда мы переживём свою смерть и необходимость её.
В Литургии мы стираем грани пространства. Мы входим в некое космическое измерение. Космическое — в смысле «правильно устроенное», если помнить о значении греческого слова «космос» («красота», «порядок»). Мы поминаем не только здесь присутствующих, но и где-то плавающих, где-то путешествующих, где-то скорбящих. Они не здесь с нами, но тоже участвуют незримо в Литургии.
Какое колоссальное действие происходит в наших храмах! Оно не имеет границ, не имеет пространственных и временных рамок. Оно выходит за них и в то же время остаётся в них.
Литургия служится час с небольшим. Но Литургия вне времени. Мы и сами преображаемся, становимся как херувимы: «Иже херувимы», — поём мы на Литургии.
Сегодня мы пели одну из трёх византийских херувимских песней — «Вечери Твоея Тайная днесь». Это тоже анахронизм. Тайная Вечеря была уже, но мы просим «днесь», т. е. сегодня, принять нас причастниками её! Нет границ времени в Литургии!
Мы вспоминаем наших усопших, мы вспоминаем наших живых: стирается грань между этим и «тем» светом. Нет того света, нет другого мира в Литургии. Мы, вероятно, даже ближе тут к смерти, ибо Господь идёт на смерть, Господь умирает, и мы проходим этот путь вместе с Ним. И оживаем с Ним!
Литургия проходит сквозь человеческое сердце. Именно Литургией разделяются люди. Для кого-то именно причастие становится точкой отсчёта или точкой невозврата… Именно здесь человек может остановиться и сказать: «Нет, это слишком для меня». И причины тут разные. Кто-то боится заразиться от общей Чаши… Кто-то думает, что он болеет именно после Причастия. Кто-то, как в притче, купил волов, кто-то землю, кто-то «поял жену»… У каждого есть своя отговорка.
И мы понимаем, почему именно здесь проходит разделения. Мы понимаем, куда мы движемся за Божественной службой. Сегодняшняя служба — наш путеводитель через весь год Литургий. Сегодня мы понимаем этот нерв Литургии.
Не будет собрания (по-гречески «церковь»), не будет полноты, являющейся нам в Евхаристии в самых простых вещах.
Господь прост. Господь кроток. Господь благ и милостив.
Он идёт на страдание. И нас с вами зовёт с Собою созерцать их, видеть их, сострадать, сомучиться. Сейчас все возможные дела и помышления нужно отложить, все они будут греховны, вся суета мира будет мешать нам. Всё, что мы могли бы сделать, будет в убыток.
Сейчас может быть нам дорог только Господь.
Господь не покинул мир со Своим Вознесением. Господь с нами в каждой Литургии, здесь, в храме присутствует реально в простых вещах: в хлебе и вине.